Найти в Дзене
Записки артистки балета

Большой театр изнутри. "Баядерка"

 Премьера балета состоялась 23 января 1877 года на  на сцене петербургского Большого театра.
Он был поставлен Мариусом Петипа для бенефиса  Екатерины Вазем. Премьера балета в Большом театре состоялась в 1904 году, в постановке Александра Горского, по спектаклю Мариуса Петипа. Затем в Большом еще дважды ставили "Баядерку". Нынешний вариант, в постановке Юрия Григоровича увидел свет рампы в конце 1991 года. Григорович восстановил все лучшее, что сохранилось в хореографии Мариуса Петипа, в частности картину "Тени", а также  фрагменты из постановок Чабукиани и Зубковского. Так получилось, что я принимала непосредственное участие в восстановлении этого балета. Когда Юрий Николаевич приступил к постановке, труппа находилась на гастролях в Аргентине. Было это в августе 1991 года. Почему выбор пал на нас со Светланой Молевой не знаю. Хорошо помню, как мы втроем (Юрий Николаевич, Света и я), в маленьком репетиционном зале театра Колон (оперный театр в Буэнос-Айресе) ставили танец попуга

"Баядерка".
 Премьера балета состоялась 23 января 1877 года на  на сцене петербургского Большого театра.
Он был поставлен Мариусом Петипа для бенефиса  Екатерины Вазем.

Премьера балета в Большом театре состоялась в 1904 году, в постановке Александра Горского, по спектаклю Мариуса Петипа. Затем в Большом еще дважды ставили "Баядерку". Нынешний вариант, в постановке Юрия Григоровича увидел свет рампы в конце 1991 года. Григорович восстановил все лучшее, что сохранилось в хореографии Мариуса Петипа, в частности картину "Тени", а также  фрагменты из постановок Чабукиани и Зубковского.

Так получилось, что я принимала непосредственное участие в восстановлении этого балета. Когда Юрий Николаевич приступил к постановке, труппа находилась на гастролях в Аргентине. Было это в августе 1991 года.

Почему выбор пал на нас со Светланой Молевой не знаю. Хорошо помню, как мы втроем (Юрий Николаевич, Света и я), в маленьком репетиционном зале театра Колон (оперный театр в Буэнос-Айресе) ставили танец попугаев. Вернее ставил Юрий Николаевич, а мы делали то, что говорил Григорович. Что-то ему нравилось, что-то нет. Он менял, мы снова танцевали. Он спрашивал нас - трудно или нет. Снова менял. Репетировали мы дней пять-шесть и за это время танец был поставлен полностью. Уже потом, в  Москве, Юрий Николаевич его сократил. Ну а мы со Светой, естественно,  были в числе первых исполнителей. ))))

-2

Самым красивым, хотя и не самым красочным, на мой взгляд является третий акт - так называемые "Тени", которые являются одним из лучших образцов классической хореографии. Вообще акт "Теней" считается вершиной творчества Мариуса Петипа.

Если вы не видели, очень рекомендую посмотреть. Впечатляет. Вера Красовская, известный русский балетный историк, критик и танцовщица, очень точно описывает момент появления "теней": «Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица, повторяя начатый пластический мотив. В бесконечно повторяющемся движении арабеска развивалось мерное шествие теней, постепенно заполняя всю сцену. Образуя группы и линии, исполнительницы не нарушали симметричной правильности танца. Медленно разворачивалась на подъеме вверх нога, корпус сгибался вслед за откинутыми назад руками, утверждая в разных вариантах основной орнамент танца. Словно облака клубились у горных вершин».

Для меня, пожалуй, самым сложным был именно первый выход. И если спускаясь по пандусу арабесками меняешь ногу, да и есть возможность, хотя бы мизинцем руки опираться на это самый пандус, то по планшету сцены опорная нога не меняется и рассчитывать можно только на себя. Ну и еще из трудного -  7 секунд на одной ноге в позе ecarte. Особенно тяжело, если кто-то начинает перед тобой шататься.  Поэтому главное не смотреть вокруг себя ))))

В общем, приятного просмотра. Для тех, кто не хочет смотреть весь балет - сцена  "Теней" начинается с 1:35:30.