Балтийская коса - узкая полоска суши, окруженная Балтийским морем с одной стороны и Калининградским заливом со второй. От материка она отделена небольшим проливом, и по нему военные корабли регулярно заходят в залив. На другой стороне залива расположился город Балтийск, который является базой для военного флота.
Но, несмотря на то что от города косу отделяют всего несколько километров, сами жители считают, что живут практически на острове.
Тут нет газа, водопровод остался с немецких времён, нет работы, а в непогоду добраться до школы или больницы практически нереально.
Длина Балтийской косы - 63 километра, 30 из которых принадлежат России, а остальные 35 - Польше. На польской стороне располагаются курорты, дома отдыха, парки и кипит жизнь. А что у нас?
Сейчас на Балтийской косе, в небольшом посёлке Коса, живёт чуть больше 800 человек. И местечко это выглядит... Ну, не очень позитивно.
На косе нет школы, почты или аптеки. Есть одно кафе-"шаурмячая" (было закрыто, когда я приехала туда) и пара магазинов, в которых продукты гораздо дороже, чем на материке. Говорят, что несколько лет назад, после жалоб местных жителей губернатору, в посёлке появился медпункт. Но я не смогла его найти ни в реальности, ни на картах. Будем надеяться, что жители знают, где он, и им смогут помочь в экстренной ситуации.
С материком коса сообщается посредством паромной переправы. Паром, на который помещается 20 автомобилей, ходит несколько раз в день. Но только если погода позволяет. А если не позволяет, то не ходит. И люди не могут добраться ни в школу, ни на работу, ни в аптеку.
Зато на косе есть огромный заброшенный аэродром "Нойтифф", который верой и правдой служил сначала немцам, а потом войскам СССР и России. Когда-то сюда заходили подводные лодки, здесь базировались самолёты-амфибии. А сейчас "базируются" исключительно рыбацкие лодки и сети.
Ещё тут есть парочка немецких фортов. Это раньше военные сооружения выполняли защитную функцию. А сейчас по узкой, разбитой улице к ним приезжают только редкие туристы. И местные жители, которые пытаются подработать поиском янтаря в море. Кроме янтаря и рыбалки других возможностей заработка тут особо нет. Вся работа - на материке.
Узенькая, ухабистая улица проходит мимо покосившихся домиков, помойки вдоль моря, которое защищается забором с колючей проволокой, и выводит на многокилометровый песчаный пляж. Туда, где море постепенно разрушает немецкие фортификационные сооружения.
Идеальное место для туристов и неспешного отдыха? Может и так. Но все попытки организовать тут туристическую инфраструктуру выглядят не очень.
Например, вот эти два бывших военных судна купили с целью устроить в них кафе... Как видите, суда есть, а кафе нет.
Взлётно-посадочная полоса бывшего аэродрома уводит вглубь косы, ближе к границе с Польшей. Там сейчас пытаются строить турбазу...
Работы на косе нет, поэтому местным жителям приходится ездить на материк. Но там им не очень рады. Вы же помните про паром, который не ходит в непогоду? Как думаете, много желающих брать на работу человека, который не сможет попасть на рабочее место?
А если пожар? Да и скорую не вызвать.
Можно было бы оправдать все эти неудобства прекрасной природой и туристическим потоком...
Но и о природе тут не очень стремятся заботиться. А редкие туристы приезжают на один день, чтобы посмотреть на заброшенный аэродром и остатки форта.