Найти в Дзене
Артур Руденко

Как закалялась моя театральная сталь...

Р.Б. Шеридан ''Дуэнья'', на фото артисты Харьковского театра им. А.С. Пушкина, 2009 год
Р.Б. Шеридан ''Дуэнья'', на фото артисты Харьковского театра им. А.С. Пушкина, 2009 год

Зимняя сессия сдана на "отлично". Позади остались небольшие каникулы, и я продолжаю делить время между университетом и своей рок-группой. В один из дней одногруппники мне говорят: ''Артур, тебя по всему университету ищет Нина Владимировна!'' Я вспоминаю мой с ней разговор. И бегом по всему университету сам начинаю её разыскивать! Ура, нашел! Говорю: "Простите, Нина Владимировна, совсем замотался и забыл позвонить в театр!" ''Артур, не надо уже никуда звонить, -- отвечает Нина Владимировна -- приходите сразу в театр!" И мы договорились, что завтра я приду на встречу с художественным руководителем Барсегяном Александром Сергеевичем. На следующий день я стоял перед служебным входом Харьковского драматического театра им. А. С. Пушкина. Он был прекрасен! Затаив дыхание, я стоял перед дверями, не решаясь войти. Наконец, открыл дверь, сделал шаг и оказался внутри. Театр поразил меня своей красотой! Это, действительно был храм! Храм Искусства! Встретили меня очень тепло. Все приятно и вежливо улыбались, а секретарь проводила меня в кабинет к Александру Сергеевичу.

Харьковский государственный академический русский драматический театр им А. С. Пушкина
Харьковский государственный академический русский драматический театр им А. С. Пушкина

Если сказать, что я волновался, это не сказать ничего! Первое что я услышал от Александра Сергеевича: "О, здрасьте-здрасьте! Я тебя ждал! Вижу, всё вижу, молодой человек! Давай-ка почитай мне что-нибудь на свой выбор, спой и сыграй. Я слышал, что ты еще, плюс ко всему, хороший музыкант и певец!". Вот тут я немного пришел в себя, успокоился, и начал осваиваться. Читал, как сейчас помню, монолог Робера д'Армуаза из "Мессы по деве". В театре для меня быстро нашлась гитара, и я исполнил свою композицию ''Ом Мани Падме Хум'', тогда она называлась немного по-другому -''Восточная''. Александр Сергеевич остался доволен моим импровизированным выступлением и сказал, что труппа у них полностью укомплектована. В наличии, как он выразился, 33 актерские краски, но меня он всё-таки возьмёт 34-ой. И тут закрутилось-понеслось! Я сразу был оформлен в театр стажёром и артистом вспомогательного состава; в этот же день на двери гримёрной появилась табличка с моей фамилией, а на следующий в фойе театра – моя портретная фотография

народный артист Украины А.С. Барсегян, профессор, директор и художественный руководитель Харьковского академического государственного драматического театра им. А. С. Пушкина
народный артист Украины А.С. Барсегян, профессор, директор и художественный руководитель Харьковского академического государственного драматического театра им. А. С. Пушкина

Как стажёры, мы принимали участие в спектаклях ''Мастер и Маргарита'' по М. Булгакову и ''Поминальная молитва'' Г. Горина.

М.Булгаков ''Мастер и Маргарита'',  А. Руденко, 2009 год
М.Булгаков ''Мастер и Маргарита'', А. Руденко, 2009 год

Первой моей самостоятельной работой на сцене Харьковского театра им. А. С. Пушкина стала роль одного из хулиганов в спектакле ''Я -- Женщина'' по произведению Виктора Мережко. Там я под гитару исполнял песню В. Высоцкого ''У тебя глаза как нож''

Артист А. Руденко, Харьковский театр им. А.С. Пушкина
Артист А. Руденко, Харьковский театр им. А.С. Пушкина

При первых наших встречах Александр Сергеевич Барсегян казался мне очень спокойным и уравновешенным человеком. Но не тут-то было! Первое впечатление обманчиво! Александр Сергеевич слыл в театре очень жестким, суровым и своенравным руководителем. Его боялись все работники театра! Он держал в ежовых рукавицах весь актерский состав и всю администрацию. Только благодаря этому в театре была жесточайшая дисциплина! Никаких опозданий на работу и репетицию, все службы работали чётко, как часовой механизм! Помню, на одной из репетиций спектакля я не совсем точно понял жест Барсегяна-режиссёра. Он сделал рукой какое-то неопределённое движение, что должно было означать: в этом месте идет круг сцены. А я-то от волнения истолковал всё по-своему. Подумал, что это мне пора на выход! И вышел на сцену со своей песней. Что тут началось! Разразилась настоящая буря! Ураган! Александр Сергеевич кричал на меня нечеловеческим голосом, обвинял во всех смертных грехах! Казалось, что стены театра сейчас не выдержат и здание рухнет! Все, кто находились рядом, затаили дыхание, никто и слова не мог сказать в мою защиту. Подумали, всё, молодой актёр после такого не то что петь на сцене не сможет, а даже элементарно откажется выходить на неё и вообще уйдет из театра, или того хуже, из профессии. Но они ошиблись! Надо знать меня и мой характер! Я переломил себя, набрался смелости, сделал глубокий вдох и с лёгкой задористой улыбкой вышел на сцену, спел песню и отыграл сцену с главной героиней.

В.Мережко ''Я-женщина'', на фото А.Оцупок, С.Митрюшин, В.Частников, А.Руденко
В.Мережко ''Я-женщина'', на фото А.Оцупок, С.Митрюшин, В.Частников, А.Руденко

Барсегян остался очень доволен моим дебютом на сцене, похвалил, сказал, рад, что не ошибся во мне. Хвалить он тоже умел! И вообще, надо сказать, что при всей строгости и суровости своего характера, он был очень честным и справедливым человеком. После этого спектакля меня сразу перевели на должность артиста драмы второй категории. И я полностью окунулся в работу над новым спектаклем Ричарда Шеридана «Дуэнья», где играл сразу несколько ролей плюс выходил ещё в массовых сценах. На одной из репетиций я вновь столкнулся с «характером Барсегяна». Сцена у нас была застлана разноцветным ковром. В мою задачу входило просто поставить на этом ковре друг против друга два больших деревянных стула. Меток на ковре вообще никаких не было, я, оказывается, должен был их сделать перед самым началом, короче, поставил я эти стулья не совсем точно по отношению к центру зала, и тут же в микрофон раздаётся громогласное барсегяновское «СТОООП!!!» У меня от этого начинают дрожать руки, подкашиваться ноги, меня буквально сносит со сцены потоком слов, которые нечеловеческим голосом выкрикивает наш режиссёр! Надо было видеть эту картину, как половина труппы быстро попрятались в кулисы, подглядывали оттуда за мной и ждали, чем дело закончится. Не знаю, откуда нашёл в себе силы промолчать в ответ и продолжить репетировать на позитиве, делая вид, что ничего не произошло. Как-только я закончил и на ватных ногах и ушёл со сцены, актёры подбежали ко мне, стали успокаивать, говорить, чтобы я не обращал внимания. Если честно, в тот момент у меня было дикое желание уволиться. После этого случая, на каждую репетицию я приходил не за 20 минут, а за час до ее начала! Выверял и ставил эти чертовы стулья, мелом чертил метки. Эти метки были настолько крупные, что при желании их можно было увидеть из космоса!

Р.Б. Шеридан ''Дуэнья'', на фото Е.Алымов, В. Ильченко, О. Власов, А.Руденко, 2009 год
Р.Б. Шеридан ''Дуэнья'', на фото Е.Алымов, В. Ильченко, О. Власов, А.Руденко, 2009 год

Со временем я научился не принимать близко к сердцу всю негативную энергию, которая частенько шла на меня, да и не только на меня. Я стал привыкать к характеру нашего Карабаса Барабаса. Работал над собой, проводил тренинги, закалял свой характер, решив раз и навсегда: ничто, никогда, никакая сила не заставит меня свернуть с пути. С пути, который я выбрал для себя. С пути Актёра! Премьера ''Дуэньи'' прошла блестяще, с аншлагом, подарила множество незабываемых эмоций и ярких впечатлений!.. Но меня никто не освобождал от учебы в университете. Поэтому, параллельно с работой в театре, я готовился к летней сессии и спектаклю ''Месса по деве''. Несмотря на то, что я был одним любимых учеников Оксаны Стеценко и Виталия Мащенко, дела у меня шли не всегда гладко из-за периодически возникающих конфликтов с одним из педагогов по актерскому мастерству. Всё это в будущем, так или иначе, тоже наложит отпечаток на становление меня как актёра… Но это уже совсем другая история…