Обучение в автошколе – это изрядная нервотрёпка и расход денег. Можно ли сэкономить, воспользовавшись вместо инструктора помощью опытного знакомого водителя из числа родственников или знакомых? До недавнего времени было можно, но с 2020 года требования изменились.
«Водитель с трёхлетним стажем – готовый инструктор»
Сейчас ещё можно услышать: мол, если у водителя есть открытая категория, и он уже три года водит машину – значит, он имеет право обучать. И достаточно поставить на машину знак «У» – и всё, ни один инспектор ГИБДД не придерётся.
Увы, тут как раз пример слишком долгой народной памяти. Да, такое правило было. Оно действовало ещё в СССР. Но оно отменено аж ещё в 2001 году.
То есть лично меня отец в 1998 году ещё мог посадить за руль и гонять по трассе, готовя к экзамену в тогда ещё ГАИ. У него уже был стаж в размере «не дай бог приснится», а я числился обучающимся в районной автошколе. Сейчас это делать категорически нельзя.
Что будет за самовольное обучение
Ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает, что за управление транспортным средством без прав виновного ждёт расставание с суммой от 5 до 15 тысяч рублей. Это судьба ученика, взявшегося водить автомобиль без инструктора из автошколы.
Самого же «самопального» инструктора ждёт большая сумма. Ч. 3 той же статьи предусматривает штраф уже на 30 тысяч – причём без «вилки», всего один вариант. Ты пустил за руль человека, ещё не получившего права – приготовься раскошелиться. Ссылаться на обучение при этом нельзя, потому что обучение уже регламентировано.
- Инструктор должен иметь «корочку». Сиречь – не только права той же категории, но и удостоверение на право обучать вождению учеников автошкол. Так что если вы не инструктор – идите лесом и не сажайте за руль новичков.
- Автомобиль должен быть оборудован для обучающей езды. Как минимум должны быть дублёры педалей тормоза и сцепления (для автомобилей на «механике»), второй комплект зеркал для инструктора, особую раскраску бортов… Короче, учебный автомобиль должен быть полноценной «спаркой» для обучения, а не просто транспортным средством, где инструктор сидит на соседнем сиденье и комментирует процесс езды.
- Первоначальные навыки вождения можно осваивать и на обычном автомобиле. Вот только потребуется наличие оборудованного автодрома. Просто пустить новичка за руль на пустой просёлочной дороге уже нельзя.
«Опаньки, менты!»
Как известно, строгость законов в России компенсируется их неисполнением. Допустим, вы всё-таки рискнули и, как гласит старая поговорка, выпив шампанского, пустили за руль ученика – и тут вдруг откуда ни возьмись появился… нет, не тот, о ком вы подумали, слушая «Сектор Газа», а всего лишь инспектор ГИБДД. Что делать?
Есть два варианта – наглый и нормальный:
- Наглый. Заявить: «Ничего не знаю, обучаю – и это не статья «двенадцать-семь», а всего лишь ст. 12.22 КоАП РФ!» Если прокатит, штраф будет всего лишь 500 рублей. Увы, не прокатывает практически никогда. Об удачных решениях я лично даже и не слышал.
- Нормальный: «Прости нас, добрый человек
из Сезуанаиз ГИБДД, бес попутал!» Смех смехом, но тут и ученик может получить штраф в 5тысяч, а не 15, да и инструктор сэкономит половину: согласно п. 1.2 ст. 32.2 КоАП РФ, если оплатить штраф по главе 12 КоАП РФ (кроме нескольких особых статей – но они тут не применяются) раньше 20 дней с момента применения – можно перечислить лишь 50% от суммы штрафа. Как ни странно, государству тут интереснее получить деньги быстро, а не полностью.
Варианты типа «дать взятку» я не рекомендовал, а вы не слышали. Тем более, что давно известно, что для инспекторов неофициально спускается сверху план по штрафам за месяц– и им не интересно лишний раз покрывать нарушителя.
Как всё же помочь водителю-ученику?
Но, допустим, кто-то из вашей родни, друзей или просто приятелей как раз учится вождению в автошколе и готовится к экзамену. Неужто ему нельзя никак помочь?
Помочь можно. Вот несколько способов, как это сделать, не нарушая закон:
- Погоняйте ученика по теории. Если вы водитель со стажем, вы наверняка знаете кучу не очевидных случаев, которые в ПДД описаны невнятно. Если очень интересно, то можете устроить даже импровизированный экзамен – благо, что вопросы по теории, сдаваемые в ГИБДД на экзамене, есть в свободном доступе.
- Посадите за руль, но не разрешайте трогаться с места. Пока машина стоит – ПДД на неё не распространяются. А вот умение не путаться в педалях, точно знать, где включается дальний или ближний свет, а где поворотники – крайне пригодится на экзамене по вождению. Даже банальная привычка «сел на место – защёлкнул ремень безопасности» сэкономит и нервы, и деньги на штрафах… а если сильно не повезёт – то может спасти жизнь в ДТП. А выработать её можно во время упражнений в стоячей машине.
- Поддержите морально. Как ни странно, на экзаменах обычно заваливаются от волнения. Если ученик будет спокоен – он всё сдаст.
Удачи вам на экзаменах в автошколах и ГИБДД – а главное на дорогах!