Найти тему
Алексей Аксёнов

«Сам себе инструктор»: как надо и не надо помогать в обучении вождению

Оглавление

Обучение в автошколе – это изрядная нервотрёпка и расход денег. Можно ли сэкономить, воспользовавшись вместо инструктора помощью опытного знакомого водителя из числа родственников или знакомых? До недавнего времени было можно, но с 2020 года требования изменились.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

«Водитель с трёхлетним стажем – готовый инструктор»

Сейчас ещё можно услышать: мол, если у водителя есть открытая категория, и он уже три года водит машину – значит, он имеет право обучать. И достаточно поставить на машину знак «У» – и всё, ни один инспектор ГИБДД не придерётся.

Увы, тут как раз пример слишком долгой народной памяти. Да, такое правило было. Оно действовало ещё в СССР. Но оно отменено аж ещё в 2001 году.

То есть лично меня отец в 1998 году ещё мог посадить за руль и гонять по трассе, готовя к экзамену в тогда ещё ГАИ. У него уже был стаж в размере «не дай бог приснится», а я числился обучающимся в районной автошколе. Сейчас это делать категорически нельзя.
Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Что будет за самовольное обучение

Ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает, что за управление транспортным средством без прав виновного ждёт расставание с суммой от 5 до 15 тысяч рублей. Это судьба ученика, взявшегося водить автомобиль без инструктора из автошколы.

Самого же «самопального» инструктора ждёт большая сумма. Ч. 3 той же статьи предусматривает штраф уже на 30 тысяч – причём без «вилки», всего один вариант. Ты пустил за руль человека, ещё не получившего права – приготовься раскошелиться. Ссылаться на обучение при этом нельзя, потому что обучение уже регламентировано.

  • Инструктор должен иметь «корочку». Сиречь – не только права той же категории, но и удостоверение на право обучать вождению учеников автошкол. Так что если вы не инструктор – идите лесом и не сажайте за руль новичков.
  • Автомобиль должен быть оборудован для обучающей езды. Как минимум должны быть дублёры педалей тормоза и сцепления (для автомобилей на «механике»), второй комплект зеркал для инструктора, особую раскраску бортов… Короче, учебный автомобиль должен быть полноценной «спаркой» для обучения, а не просто транспортным средством, где инструктор сидит на соседнем сиденье и комментирует процесс езды.
  • Первоначальные навыки вождения можно осваивать и на обычном автомобиле. Вот только потребуется наличие оборудованного автодрома. Просто пустить новичка за руль на пустой просёлочной дороге уже нельзя.
Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

«Опаньки, менты!»

Как известно, строгость законов в России компенсируется их неисполнением. Допустим, вы всё-таки рискнули и, как гласит старая поговорка, выпив шампанского, пустили за руль ученика – и тут вдруг откуда ни возьмись появился… нет, не тот, о ком вы подумали, слушая «Сектор Газа», а всего лишь инспектор ГИБДД. Что делать?

Есть два варианта – наглый и нормальный:

  1. Наглый. Заявить: «Ничего не знаю, обучаю – и это не статья «двенадцать-семь», а всего лишь ст. 12.22 КоАП РФ!» Если прокатит, штраф будет всего лишь 500 рублей. Увы, не прокатывает практически никогда. Об удачных решениях я лично даже и не слышал.
  2. Нормальный: «Прости нас, добрый человек из Сезуана из ГИБДД, бес попутал!» Смех смехом, но тут и ученик может получить штраф в 5тысяч, а не 15, да и инструктор сэкономит половину: согласно п. 1.2 ст. 32.2 КоАП РФ, если оплатить штраф по главе 12 КоАП РФ (кроме нескольких особых статей – но они тут не применяются) раньше 20 дней с момента применения – можно перечислить лишь 50% от суммы штрафа. Как ни странно, государству тут интереснее получить деньги быстро, а не полностью.
Варианты типа «дать взятку» я не рекомендовал, а вы не слышали. Тем более, что давно известно, что для инспекторов неофициально спускается сверху план по штрафам за месяц– и им не интересно лишний раз покрывать нарушителя.
Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Как всё же помочь водителю-ученику?

Но, допустим, кто-то из вашей родни, друзей или просто приятелей как раз учится вождению в автошколе и готовится к экзамену. Неужто ему нельзя никак помочь?

Помочь можно. Вот несколько способов, как это сделать, не нарушая закон:

  • Погоняйте ученика по теории. Если вы водитель со стажем, вы наверняка знаете кучу не очевидных случаев, которые в ПДД описаны невнятно. Если очень интересно, то можете устроить даже импровизированный экзамен – благо, что вопросы по теории, сдаваемые в ГИБДД на экзамене, есть в свободном доступе.
  • Посадите за руль, но не разрешайте трогаться с места. Пока машина стоит – ПДД на неё не распространяются. А вот умение не путаться в педалях, точно знать, где включается дальний или ближний свет, а где поворотники – крайне пригодится на экзамене по вождению. Даже банальная привычка «сел на место – защёлкнул ремень безопасности» сэкономит и нервы, и деньги на штрафах… а если сильно не повезёт – то может спасти жизнь в ДТП. А выработать её можно во время упражнений в стоячей машине.
  • Поддержите морально. Как ни странно, на экзаменах обычно заваливаются от волнения. Если ученик будет спокоен – он всё сдаст.

Удачи вам на экзаменах в автошколах и ГИБДД – а главное на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются