Найти тему

Замечательные женщины, выдающиеся строители

Оглавление

С удовольствием публикуем отрывок главы нашей новой книги из серии "Искусство Ренессанса" - "Архитектура. Торжество гармонии. Ренессанс в Европе"!

Кристи Андерсон. "Архитектура. Торжество гармонии. Ренессанс в Европе". СЛОВО/SLOVO,2021
Кристи Андерсон. "Архитектура. Торжество гармонии. Ренессанс в Европе". СЛОВО/SLOVO,2021

...Женщины играли важную роль в архитектуре, выступая, напрямую или косвенно, патронессами проектов. Если мужчина, глава семьи, заказывает проект и не доживает до его завершения, вдова может продолжить начатое дело, как это часто бывало с проектами Палладио. Дворцы, построенные для женщин королевской крови, как дворец в Мехелене для Маргариты Австрийской, отражают вкусы и желания патронессы, ограниченные лишь рамками придворного протокола. Однако случается и такое, что женщины берут на себя инициативу, задумывая проект с самого начала и до конца, взаимодействуя с архитектором, утверждая собственную личность в возведенном здании.

Чаще всего такого рода прямая вовлеченность, в равной степени характерная и для патронов, и для патронесс, наблюдалась в загородной архитектуре. Вдали от ограничений города (социальных и пространственных) сельское строительство предоставляло патрону и архитектору больше свободы в изобретении новых решений традиционных проблем. Трудно определить, насколько велика гендерная составляющая в этих новаторских зданиях, хотя ее можно увидеть там, где на первый план выходят вопросы художественного оформления и затейливого планирования. В этом разделе фигурируют две замечательные женщины и их выдающиеся здания: замок в Ане (1547–1553) Филибера Делорма для Дианы де Пуатье, возлюбленной Генриха II, и Хардвик-холл — великолепный дом, построенный Робертом Смитсоном для Элизабет Шрусбери (1590–1597).

Диана де Пуатье
Диана де Пуатье

Филибер Делорм. Замок Ане
Филибер Делорм. Замок Ане
С высоты птичьего полета видны здания замка Ане с защитными стенами и огороженными садами. Угловые башни, выделяющиеся на рисунке Дюсерсо, напоминают более ранние французские замки, и это подкрепляет исторические связи здания. Симметрия проекта, характерная для общей планировки Филибера Делорма, очевидна по расположению въездных ворот на одной оси с центральной частью главного здания в главном дворе. Замок Ане отражал как новые итальянизированные предпочтения, так и верность строительству в национальных традициях.

Диана-охотница

Загородные дома Франциска I и Генриха VIII были прежде всего охотничьими домиками, хотя и построенными с размахом. Они создавались для того, чтобы патрон мог воспользоваться богатыми запасами дичи в лесах и долинах Луары или в южных графствах Англии. В эпоху, когда охотничьи навыки все больше определяли мужской статус, отчасти заменяя сражения на войне, загородные дома становились местом проявления маскулинности, теперь воплощенной в «новых» средневековых замках и величественных охотничьих «домиках». Однако вкус к охоте разделяли не только мужчины.

Для Дианы де Пуатье (1499–1566), вдовы Луи де Брезе (умер в 1531) и фаворитки Генриха II, Филибер Делорм спроектировал необычный замок в Ане, примерно в 75 километрах к западу от Парижа (рис. 139). Как и огромные парки, принадлежавшие Франциску I, леса в Ане были прекрасным местом для охоты, которая была страстью Дианы де Пуатье. Некогда скромный дом, построенный по проекту предшественника Делорма, теперь был расширен до резиденции с несколькими внутренними дворами, демонстрируя изменившийся статус Дианы де Пуатье после восшествия Генриха II на престол в 1547 году. Каждый элемент замка, уцелевшего лишь частично после варварского разрушения во время Французской революции (1798–1811), показывает интерес Делорма к созданию архитектуры, по-новому отражающей французский стиль, идеально соответствующий статусу венценосного патрона. В использовании тромпа (сводчатой конструкции в виде части конуса, нишеобразного свода), богатстве декора или сложности купола капеллы, в каждой детали замок стал воплощением турдефорс, свидетельством таланта архитектора и престижа патрона.

Во въездных воротах замка Делорм задействует все доступные аспекты архитектурного языка, чтобы создать французское здание, которое ясно и недвусмысленно представляет своего заказчика. При том что ворота имеют форму триумфальной арки и сооружены из материалов, привычных для строительства в классическом стиле (правильные блоки, плоская кладка из тесаного камня), явных классических деталей в них мало. Разве что дорические колонны по обе стороны от входа заимствованы из классической архитектуры. В то же время Делорм приводит цитаты из более ранних французских зданий: изогнутые крылья вызывают в памяти турели укрепленных построек и резные парапеты, привычные для готических зданий. Тем не менее гладкая поверхность каменной кладки с регулярным чередованием тяг и геометрический декор балюстрад создают ощущение архитектуры, заимствованной из классического источника. В тимпане когда-то был помещен бронзовый барельеф работы Бенвенуто Челлини (сейчас на его месте копия, оригинал находится в Лувре). Больше человеческого роста, он был создан для замка Фонтенбло, но так и не был установлен там, а подарен Диане Генрихом II. Полулежащая обнаженная нимфа, обвивающая одной рукой шею оленя, в этом контексте становится Дианой-охотницей. Барельеф, явно представляющий аллегорию патронессы, связан, как и архитектура, и с классическими, и с французскими источниками.

Филибер Делорм. Замок Ане, ворота. 1552. Франция, Эр-э-Луар
Филибер Делорм. Замок Ане, ворота. 1552. Франция, Эр-э-Луар

Архитектор создал ворота похожими на портал романского собора: архитектурный тип, который готовит зрителя к восприятию здания через последовательное повествование. История здесь не религиозная, а мифологическая и личная — Диана как охотница. Каждый элемент здания может быть прочитан как относящийся к ней или как страница ее жизни. Собранные воедино, части архитектуры представляют собой резиденцию члена королевской семьи, разве что детали раскрывают историю, связанную только с Дианой де Пуатье.

Роберт Смитсон. Хардвик-холл. 1590–1597. Англия, Дербишир
Роберт Смитсон. Хардвик-холл. 1590–1597. Англия, Дербишир

Окна Хардвик-холла увеличиваются по высоте на верхних этажах, поэтому при передвижении по дому складывается ощущение перехода от темноты к свету, по мере того как комнаты становятся все более просторными и величественными. Аттик с гербом и инициалами Элизабет Шрусбери вдоль линии крыши представлен как вариация средневековой традиции резного парапета. Роберт Смитсон был хорошо осведомлен о тенденциях в континентальной архитектуре и знаком с работами Палладио, Серлио, Делорма, как и с теорией и практикой ордеров. Однако ордеры появляются здесь только в строго определенных местах: при входе и в перегородке в холле.

Бесс из Хардвика

Благодаря четырем выгодным бракам и большой политической мудрости Элизабет, графиня Шрусбери (1521–1608), стала второй по влиятельности женщиной в Англии (после королевы Елизаветы I). Хотя королева происходила из рода великих строителей (ее отец Генрих VIII владел более чем 50 загородными поместьями), сама она строила мало. Чтобы обеспечить лояльность английской знати и укрепить свою политическую власть, Елизавета I поощряла строительные амбиции своих придворных — чтобы они строили в ожидании королевского визита. Эти визиты «требовали» огромных поместий, чтобы разместить королеву и ее свиту в роскошной обстановке.

Элизабет Хардвик наняла самого именитого архитектора эпохи — Роберта Смитсона (1534–1614), для проектирования нового дома16. Она выкупила Хардвик, свое родовое поместье, около 1583 года. Хотя на восстановление существующего дома было потрачено много времени и сил в 1587–1590 годах, после смерти четвертого мужа, Джорджа Тальбота, 6-го графа Шрусбери (1528 (?) — 1590), Елизавета все-таки наняла Роберта Смитсона для нового строительства (рис. 141). Новый Хардвик-холл почти примыкал к старому дому, и такое соседство имело практический смысл, поскольку укрепляло собственное семейное наследие Элизабет.

Четыре угловые башни напоминают английские укрепленные замки. И все же дом совсем не похож на английские средневековые постройки. Большую часть поверхности дома занимают окна, увеличивающиеся в размерах на верхних этажах. Количество стекла, первоначально граненого, с волнистыми узорами, играющими на свету, дематериализует фасад и утверждает богатство заказчицы, не поскупившейся на такой дорогостоящий материал. Инициалы и герб патронессы, нарочито помещенные вдоль линии крыши, указывают на то, что дом принадлежит одной только Элизабет.

И Смитсон, и Элизабет Шрусбери хранили в своих библиотеках книги по архитектуре, в том числе и недавно опубликованный трактат Палладио (1570). План в Хардвике симметричен, следуя общим схемам Палладио, с большим холлом в центре (рис. 142, 149, 151). Холлы были традиционной частью английского загородного дома, местом, где собирались все домочадцы, и где хозяин мог проявить гостеприимство. В холле, как в закрытом внутреннем дворе более раннего замка, принимали гостей, представляя им всю семью17. Однако в Хардвик-холл план был разработан таким образом, что традиционный продольный зал, наподобие тех, что можно встретить в других крупных замках — Пенсхерст-плейс (XIV век) или почти современнике Воллатон-холл, — теперь стал поперечным. Это позволяло Элизабет руководить и наблюдать за происходящим в доме со своеобразного мостика-галереи на верхних этажах, который соединял ее спальню с соседними комнатами.

Роберт Смитсон Хардвик-холл, план. 1590–1597. Англия, Дербишир
Роберт Смитсон Хардвик-холл, план. 1590–1597. Англия, Дербишир

Части здания на всех этажах почти симметрично располагаются вокруг центрального холла, а комнаты увеличиваются в размерах на верхних этажах — в соответствии со степенью спальня (сейчас Голубая комната) Малая гостиная (сейчас Комната Марии, королевы Шотландской) важности того или иного помещения.

Так она обозначала свое присутствие и могла следить за домом, находясь как бы в отдалении18. Верхний, третий, этаж дома — парадный; комнат здесь меньше, зато они самые просторные и все предназначены для того, чтобы произвести впечатление на королеву, если она нагрянет с визитом. В изысканном зале была выставлена коллекция гобеленов, купленных для дома. Длинная галерея, пожалуй, самая большая в Англии того времени, служила местом для занятий в ненастную погоду, а из окон открывались потрясающие виды на окрестные владения Элизабет Шрусбери (рис. 143)19. Галерею украшали портреты Элизабет и членов ее семьи, а также портрет королевы, которая так никогда и не посетила этот дом, почтив его только своим живописным изображением.

Роберт Смитсон. Хардвик-холл, Длинная галерея. 1590–1597. Англия, Дербишир
Роберт Смитсон. Хардвик-холл, Длинная галерея. 1590–1597. Англия, Дербишир

Галерея протянулась во всю длину дома; из высоких окон вдоль восточной стены открывался вид на пейзаж. Это было пространство для движения, что важно в холодном климате, где лучше двигаться даже в помещении; но вместе с тем это и социальное пространство. Можно было вести светские беседы во время прогулки или любоваться каминами высотой в человеческий рост, изготовленными из богатых материалов и украшенными гербом хозяйки.

#архитектура #ренессанс #диана де пуатье #британия #история