Интересный факт из жизни блогеров: иногда время у них идет наоборот. Или вообще — зигзагами. Вот свежий пример. 16 июля сего года я опубликовал довольно самонадеянную заметку «Как выглядел Александр Невский?» (зато иллюстрации там отличные).
Но, как оказывается, 27 мая в Государственном Эрмитаже в Питере уже открылась выставка «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика». И это центральное научное событие к празднованию 800-летия этого самого знаменитого уроженца города Переславль-Залесский (родился ок. 13 мая 1221 года-отбыл 14 ноября 1263 года).
Тут было 200 тщательно отобранных экспонатов XIII–XXI веков. Вступительное слово написал сам профессор Пиотровский. (как это называется-то, блогир? опоздал с вопросом? )))
Обнаружил я эту выставку вечером 1 октября. Зашел посмотреть, каково в Эрмитаже вечером (отдельное приключение. напишу).
3 октября выставка закрылась )))
Первые 10 минут я виновато поводил руками посреди зала. Как же это я так. Вот ведь даю. Ой-ёй.
Потом взял себя в руки, все для вас сфотографировал, почитал таблички. Пришел к определённым мыслям, вот они.
Мысль первая. От реального Александра Ярославича и вправду не осталось никаких прижизненных портретов.
Но это и неважно, как мне кажется. Святых определяет не Природа, а люди. Они же и решают для себя, как будет выглядеть этот праведный и благоверный. Как должен или как хотелось бы.
Лики святых пишут люди, лик Господа непознаваем — как-то так, не помню, где я это прочёл.
Мысль вторая. Люди приходят к Невскому поговорить, собственно, все последние 800 лет. Но обстановка меняется, появляются новые темы. Обновляется и образ — чтобы беседующий видел в Александре не фольклорного героя, а умного дядьку, например. Ну или начальника привычных очертаний.
Как там у Гребенщикова? На которые ты отвечаешь им, не зная об этом сам.
Мысль третья. Я же специалист по массовым коммуникациям (сертификат — в рамке на стене), мне преподавали. Это аксиома: в массовом сознании закрепляется тот образ, который масса чаще всего видит. Всё, никаких хитростей.
А вот и точка сбора предыдущего образа.
Этот Невский ранее был прямо на крышке «Большого», елизаветинских времен саркофага князя в составе роскошной гробницы (вы видели ее выше). Стилистические особенности иконы: «идеализация» внешнего облика святого в духе романизированного академизма, исторический подход в изображении амуниции (пояса, меча).
Обратите внимание: гробница изготовлена в 18 веке, а эту икону поместили на нее только в середине 19-го. Кто и при каких обстоятельствах, неизвестно (так и написано рядом с иконой). Но зачем тогда и почему такой — совершенно понятно. Ниже об этом академик Пиотровский прямо скажет.
Именно к этому образу стояла километровая толпа ещё каких-то 150 лет назад. И понятно, что именно он тогда расходился на народных, домовых, массовых, эксклюзивных — всех иконах.
Мысль четвертая, финал
Времена, задачи и способы распространения массовых образов вновь изменились — известным вам образом. Сейчас Александр Невский выглядит так.
А вот теперь передаю микрофон Михаилу Борисовичу Пиотровскому, профессору, академику, гендиректору Эрмитажа (это его вступительное слово к выставке, публикую в сокращении):
«Интерпретация образа святого, на протяжении столетий отличавшаяся удивительной гибкостью, отражала систему ценностей определенного времени. Если в Древней Руси благоверного князя, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах, то при Петре Великом его начали прославлять как непобедимого полководца.
С этого времени Александр Невский предстает на иконах в виде прекрасного воина, в рыцарских доспехах и императорской мантии: ориентиром для иконописцев служили парадные портреты Петра I (этот образ я привожу в комментариях -- КВ)...
...Сопоставление благоверного князя Александра Невского с Петром Великим определяет идеологический подтекст новой иконографии святого, главная задача которой заключалась в обосновании легитимности установленной императорской власти.
В XIX веке возросло благоговейное отношение к святому Александру Невскому, хотя его почитание уже не отличалось тем официально-политическим подтекстом, который имел место в петровскую эпоху. Он был небесным патроном Александра I, Александра II и Александра III, что способствовало созданию и широкому распространению икон и храмов его имени...
Первое награждение орденом Святого Александра Невского состоялось в 1725 году. После Октябрьской революции 1917 года орден был отменен, однако во время Великой Отечественной войны был учрежден вновь. Центральный герой Невской битвы и Ледового побоища стал одним из национальных символов страны: его чтили как героя и великого полководца.
(ну это как во Флоренции поставили на главной площади «давида» микеланджело. тоже очень недобро глядит на пришедших этот пятиметровый мальчик, если всмотреться -- КВ).
В наше время орден Александра Невского снова вошел в государственную наградную систему Российской Федерации. Его вручают за особые личные заслуги перед Отечеством в области международных отношений, обороноспособности страны, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, охраны здоровья».