Мы привыкли слышать о потрясающих историях успеха компаний и предпринимателей, которые служат примером и источником вдохновения. Однако, есть и другая сторона медали: те, кто не “взлетел” и не смог добиться успеха в своем деле. О них почему-то не принято говорить, а сами проигравшие тихо уходят с рынка. И очень зря, ведь анализ ошибок поможет не допустить их в будущем ни тем, кто проиграл, ни тем, кто получил возможность научиться на чужом примере. Итак, истории людей, бизнес которых прогорел.
Разница менталитетов
Компания, которая занималась мультикассами, терминалами и процессингом была довольно успешна в России. До тех пор, пока к ее директору не прилетел друг из Дели и не предложил открыть бизнес, связанный с сенсорными терминалами, там. Это вылилось в 4 года борьбы и убытки в сумме более 1 млн. рублей. В итоге проект был закрыт и его создатель вернулся в Россию. Какие были допущены ошибки?
- Недостаточный анализ рынка и менталитета жителей Индии. Они выбирали совсем другие, совершенно неудобные методы пополнения счетов, а перед терминалами испытывали ужас. Более того, терминал - это бездушная машина, а им было важно общение.
- Финальный удар по компании нанесла Qiwi, которая пришла туда уже под конец и дала понять, что конкурентов не потерпит.
- Бизнесмен не сразу нанял для правления местного менеджера, а почти год пытался строить бизнес сам, натыкаясь на полное непонимание из-за национальных и культурных различий.
Таким образом, масштабирование бизнеса в другую страну начинается с тщательного анализа рынка и учета всех особенностей живущего там народа. И чем более специфичной является выбранная страна, тем больше надо уделить этому внимания.
Невнимательность к процессам
Сложно сосчитать, скольким людям не дает покоя слава Цукерберга. Один бизнесмен также решил, что сможет повторить Facebook. Он придумал соцсеть, которая дает задания сделать определенную фотографию, выбирается лучшая ото всех участников и победитель получает приз.
Неплохая идея, но ее автор почему-то решил действовать задом наперед и начал с разработки приложений для iOs и Android. После этого начали сниматься рекламные ролики, начался поиск инвесторов… Проект был закрыт на этапе “Составление бизнес-плана”, когда все деньги были потрачены. Почему бизнес-план не стал первым шагом, автор сказать не может. Ошибки очевидны:
- Нарушение последовательности действий
- Отсутствие ответа на вопрос “на чем зарабатывать”
- Конкуренция с сильным лидером. Зачем создавать подобие facebook, если facebook уже есть? Его можно только превзойти.
Таким образом, цели нужны яркие, но выполнимые и важно, на пути к этой большой цели, не путать последовательность шагов.
Не твое дело
Однажды один предприниматель решил организовать бизнес на бухгалтерских услугах - онлайн-бухгалтерии и даже нашел инвесторов. Задумка жизнеспособная, но он сам не бухгалтер и не программист, поэтому команду пришлось искать. На разных этапах поиска брали даже фрилансеров, которые делали много ошибок и уходили, не закончив проект.
Задуманный, как сервис для мелких ИП и компаний, уже на этапах разработки стартап начал расти до API и форм отчетности. И это все, не имея ни одного клиента. В итоге, деньги почти закончились и их остатки было решено направить на рекламу. Таким образом удалось найти не более 20 клиентов, которые, начав пользоваться сервисом, обнаружили огромное количество ошибок. Исправить их полностью не удалось и проект закрылся. Какие напрашиваются выводы?
- Делайте то, в чем разбираетесь
- Обращайте внимание на команду, это очень важно
- Не стоит расти на этапе проектирования, это надо делать, когда придут деньги от первых клиентов
В этих примерах собраны ошибки, которые легко спроецировать на другие бизнесы, так как они являются достаточно распространенными. Безусловно, печально, что проекты закрылись, а люди понесли убытки. Но, в этом случае, плохой пример - наука для других.