Найти тему

Извечная проблема поколений

Оглавление

Обзор романа Тургенева "Отцы и дети"
(2009)

                                                 Обложка книги писателя
Обложка книги писателя

Впервые идея написать роман "Отцы и дети" посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов.

Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вёл писатель: проживая жизнь главного персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.

В 1861 году выходит в свет первая публикация романа в "Русском вестнике". Отдельным изданием произведение опубликовали лишь в 1862 году с посвящением критику Белинскому. Творение писателя вызвало много споров среди литературоведов и общественности. Наиболее известными отзывами являются статьи Писарева "Базаров", Антоновича "Асмодей нашего времени" и Страхова "Отцы и дети Тургенева".

Содержание своими словами

Главными героями произведения являются: Аркадий Кирсанов, его отец Николай Петрович, дядя Павел Петрович, Евгений Базаров, родители главного героя Василий Иванович и мать, вдова Анна Сергеевна Одинцова, её сестра Екатерина и нигилист Ситников.

Аркадий вместе с Базаровым приезжает в гости к своему отцу. Главный герой в связи со своей приверженностью к нигилизму сразу же сильно не понравился Павлу Петровичу и они начинают частенько ссориться из-за оскорбления аристократов.

На другой день Евгений с дворовыми мальчишками ловит лягушек и приносит их прямо в дом для опытов над ними. Аркадий узнал от родителя про его обожаемую Фенечку, которая отчего-то совершенно не вышла к чаю. Побывав у неё в комнате, герой увидел там и своего младшего брата Митю.

Базаров, будучи заядлым нигилистом по своей природе, не хочет признавать в этой жизни абсолютно ничего кроме медицины и также естественных наук. Тем самым он еще больше злит отца своего друга.

Аркадий рассказал Евгению биографию дядюшки, посчитав, что приятель уж слишком резко ведёт себя с ним. Павел Петрович в юности не пропускал ни одного бала и имел невероятнейший успех у женщин. Вскоре он очень сильно влюбился в одну замужнюю кокетку, княгиню Р (Нелли). Он даже подарил ей кольцо с вырезанным сфинксом на украшении, так как считал девушку загадкой. Из-за него она уехала заграницу, но и там Павел продолжал преследовать возлюбленную. В итоге княгиня вернулась в Россию и всячески постаралась избегать встреч с Кирсановым. Он не смог жениться на другой и очень быстро постарел от переживаний любовных, а затем просто решил уехать жить к брату. Мадам Р скоро умерла, прислав ему заранее назад кольцо со сфинксом и крестом.

Павел Петрович пугал Фенечку в связи с его внезапным визитом к ней в комнату и странным взглядом на неё. После знакомства Базарова с Феней они сильно понравились друг другу. Евгений в итоге предложил другу дать отцу прочитать вместо Пушкина книгу "Материя и сила".

Вскоре Кирсановы, жившие в Марьино, были приглашены Матвеем Ильичом в город, но они отказались, а молодые приятели решили поехать. Николай Петрович пугался нигилизма Базарова и его негативного влияния на сына - Аркадия, не понимая отрицания главным персонажем поэзии, искусства в целом.

Губернатора города, куда прибыли главные герои, называли Бурдалу. Он сразу позвал Евгения с товарищем на бал. По дороге им встретился друг Базарова Ситников, посоветовавший сходить в гости к Кукшиной, где они выпили целых 4 бутылки шампанского и весело поговорили. На губернаторском балу Ситников познакомил Аркадия с вдовой богатого старика Одинцовой Анной Сергеевной, которая танцевала с ним весь вечер. Кирсанов успел влюбиться в неё. Базарову она совершенно не понравилась.

С ней жила её родная тётя - злая старуха княжна. Овдовев, она стала богатой, потому что муженёк оставил ей всё своё состояние. Анна побывала за рубежом, но жизнь там показалась ей довольно-таки скучной. Сначала посетив её в гостинице, молодые люди потом были приглашены непосредственно в её дом на Николаевском. Приехав к ней домой, Евгений вдруг непринуждённо разговорился с Одинцовой, не понимая своего состояния, а Аркадий остался наедине с Катей, сыгравшей ему на фортепиано. Ему не нравилось то, что Базаров остался с Анной. В результате после 15 дней, проведённых в гостях у героини, закадачные приятели стали более холодны друг к другу. Кирсанову постепенно стала нравится Екатерина.

Однажды на прогулке Евгений встретил отцовского приказчика Тимофеича и расспросил о своих родителях. Он объявил Одинцовой об отъезде к родственникам. Она испугалась и хотела удержать его, но главный герой был непреклонен. Они разговорились у Анны Сергеевны в комнате про её несчастную жизнь. Героиня пыталась ему доказать, что совсем не избалована навалившимся на неё богатством. На следующий день вдова говорила с Базаровым уже в кабинете. Она спрашивала у Евгения о его будущей деятельности, а потом буквально вынудила его признаться в причине его напряженности. Он признался ей в любви и хотел броситься на неё, но сдержался и вышел. Кирсанов решил поехать вместе с ним к его родителям.

Прибывший сюда Ситников с досадой уехал назад, узнав об отъезде друзей от Одинцовой. Отец Евгения Василий Иванович радостно встретил его, а мать Арина Власьевна обняла любимого сына, разрыдавшись от эмоций их встречи. Отец показал Базарову посаженные акации. Аркадий похвалил друга перед Василием Ивановичем. В беседе он не заметил меланхолии Базарова, и удивился его словам о ненависти героя ко многим людям. Когда Евгений назвал дядю товарища идиотом, это смогло окончательно разъярить Кирсанова. Они чуть было не подрались, если бы рядом с сеном у дома не появился Базаров старший. Вскоре Евгений решил уехать от родителей. Эта новость удивила его отца.

                                          Иллюстрация к роману "Отцы и дети"
Иллюстрация к роману "Отцы и дети"

Вместо Марьина Аркадий поехал с лучшим другом прямо к Одинцовой, которая холодно приняла их, не ожидая такого скорого возвращения. На другой день друзья снова прибыли в Марьино, где Кирсанов старший не справлялся с хозяйством и мужиками. Сын его поехал к Катерине. Анна Сергеевна уже теплее встретила его. Базаров работал у Кирсановых. Отец Аркадия иногда следил за его трудом. Однажды прямо в беседке сада Базаров застал Фенечку и наговорил ей комплиментов, попросил подарить розу, а затем вдруг поцеловал девушку. Всё это наблюдал Павел Петрович и его ненависть к главному герою разгоралась с новой силой. Он вызвал ошеломлённого Базарова на дуэль, где секундантом стал камердинер отца Кирсанова Пётр. В результате Евгений ранил соперника в ногу. Сразу же сюда подоспел узнавшей про всё Николай Петрович. Базаров помог Кирсанову и вызвали доктора.

Когда раненому стало лучше, то он признался Николаю Петровичу, что Фенечка чем-то очень даже напоминает ему княгиню Р. После дуэли Базаров уехал от семьи Кирсановых. Павел Петрович серьёзно поговорил с Фенечкой чтоб она хранила верность его брату. Затем он попросил братика жениться на ней.

Катя разговаривала с Аркадием со страхом перед собственной сестрой. На вопрос, вышла бы она замуж за богатого, Екатерина ответила отрицательно. Герой сказал ей, что никогда и ни на кого её не променяет и ушел. Скоро к Анне Сергеевне приехал Евгений, но сначала он побеседовал с Кирсановым младшим, желая узнать, в каких именно отношениях тот состоит с госпожой Одинцовой. При разговоре с Анной Базаров догадался о симпатии Катерины и Аркадия, особенно следом за получением любовного послания от друга, где он пишет про своё желание жениться на Кате. Главный герой назвал приятеля галкой, а своей любимой рекомендовал благословить их союз.

Евгений сказал, что Аркадий больше не в состоянии оставаться нигилистом, так как он создан исключительно для иной жизни. В итоге он попрощался с Кирсановым и вернулся к своим родителям. Поначалу главный персонаж предавался бытовой ежедневной скуке, но потом принялся помогать отцу лечить больных. Однажды к Василию Ивановичу привезли страдающего тифом, но он умер уже по пути, и его отвезли обратно. На другой день Базаров попросил у родителя адский камень для заживления ранки на своём пальце, рассказав, что поранился при вскрытии одного скончавшегося больного и заразился. Отец дал ему камень и сильно испугался при этом.

Каждый день Базаров старший следил за самочувствием сына и наблюдал, как оно стремительно ухудшается. Мать заранее молилась, что-то подозревая. Когда состояние героя вновь усугубилось, Евгений попросил отца послать Одинцовой нарочного, чтоб она приехала. Василий Иванович просто не хотел смиряться с неизбежностью смерти сына. Поэтому, когда ему стало лучше, даже обрадовался.

Приехавшая к умирающему Анна Сергеевна увидела сильно исхудавшего Базарова и испугалась их предыдущего разговора про то, что она не любит его. Он напротив признался ей в любви и в том, что вовсе не собирался так рано умирать. На другой день главному герою стало совсем плохо и он умер.

Зимой состоялась свадьба Кирсанова и Фенечки, а также Аркадия с Катериной. Павел Петрович уехал в Москву по делам. Анна Сергеевна в результате всего произошедшего за последнее время, вышла замуж без любви за молодого будущего русского деятеля. Кирсановы отец вместе с сыном стали жить в Марьино. Их хозяйство постепенно улучшалось. Катя родила Аркадию сына Колю. Пётр женился на дочери огородника. Брат Кирсанова старшего уехал жить в Дрезден, где часто общался с русскими туристами и англичанами. Мадам Кукшина уехала заграницу. Ситников тоже женился, как многие приятели и продолжил дело главного персонажа. Родители Евгения Базарова посещали его могилу ежедневно.

Иллюстрация Куприянова к роману Тургенева. Образы Базарова, Аркадия и Кирсанова старшего с братом
Иллюстрация Куприянова к роману Тургенева. Образы Базарова, Аркадия и Кирсанова старшего с братом

Конфликт поколений в романе

60-е годы 19 века вошли в историю России надолго. Хождение в народ, течение "Народная воля", революционеры-демократы - всё это приметы глобальных изменений, происходящих тогда в обществе. Среди ведущих общественных сил больше всего выделялись либералы, выступающие за преобразование самодержавно-крепостнической системы, и демократы, ратующие за кардинальные изменения страны.

Эти противоборствующие силы и были обозначены в романе "Отцы и дети", написанном в 1862 году. Публикация его пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между "отцами" (либералами) и "детьми" (революционерами-демократами). Не случайно Тургенев использует точные даты: события произведения начинаются 20 мая 1859 года, а завершается действие зимой 1860. В этот период появляется новый тип общественного деятеля - разночинца-демократа, стремящегося бороться за изменение политического строя России не на словах, а на деле.

Центральный герой романа Евгений Базаров точно таким персонажем и является. Из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух. Он изначально противопоставлен всем персонажам, потому что человек иной среды - сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом главный герой: "Мой дед землю пахал". Демократическое происхождение Евгения проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.

Уже первое появление его подчеркивает резкое отличие Евгения Васильевича от окружающих парня дворян-помещиков. Автор противопоставляет героев с помощью деталей. Красная обнаженная рука Базарова и ухоженные ногти Павла Петровича Кирсанова: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай". Рука человека дела и того, кто привык щеголять английскими нарядами и гордиться "принсипами", но сидеть сложа руки. Отец Аркадия гораздо деликатнее своего старшего брата: его шокирует нарочитая вульгарность слов и манер главного персонажа, но он делает вид, что не замечает демонстративно плебейского поведения гостя.

Когда между Базаровым и Кирсановым-старшим возникает спор, перешедший в открытое противостояние, Николай внутренне соглашается с молодым оппонентом, хотя тот уже давно окрестил его "отставным человеком" и безапелляционно заявил, что его песенка спета. Что же тогда вызвало такую ненависть у Павла Петровича? Тот факт, что Евгений, по сути, перечеркнул всю жизнь отца Аркадия. Положив к ногам роковой красавицы княгини Р. блестящую карьеру и своё будущее, он лишился всего этого, так и не добившись в жизни абсолютно ничего. Младший же брат, вопреки воле родителей женившийся на девушке не дворянского происхождения, был счастлив в браке 10 лет и вырастил сына.

Старший брат не сделал ровно ничего из того, что должен сделать истинный мужчина: не построил дом, не посадил дерево и не вырастил сына. Сейчас он сродни приживалу в доме у Николая Петровича. Павел Петрович считал, что он ведёт благородную жизнь и заслуживает уважения в обществе за верность собственным непоколебимым принципам. С точки зрения основного героя, этот человек - "архаическое явление", потому что его существование - распущенность и пустота, а принципы - всего лишь оправдание самого себя для того, кто сидит сложа руки.

Сам же главный герой бесконечно одинок. Вместо учеников у него - жалкие подражатели: Виктор Ситников и Евдокия Кукшина больше напоминают пародию на шестидесятников. Они оценили в нигилизме лишь отрицание прежних нравственных норм и с восторгом отдают дань новой "моде". Казалось бы, истинный ученик - Аркадий, но и он легко переходит в лагерь "отцов". Он "надумал жениться", поэтому и не создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни". Катерина сразу отметила эту явную разницу. Она сказала, что Базаров хищный, а они с Аркадием ручные. Это в некоторой степени задело молодого человека, ведь он тоже хотел быть сильным, энергичным. Однако жизнь распорядилась иначе: вскоре женившись на Кате, он повторяет судьбу своего отца, найдя счастье в браке.

Образ главного персонажа

Одинок Базаров не только в дружбе, но и также в любви. Его безответное чувство к Анне Сергеевне Одинцовой раскрывает страстную и глубокую натуру настоящего нигилиста. Отвергая любовь в качестве романтического вздора, чепухи, он влюбляется по-настоящему. До встречи с этой богатой вдовой Базаров принимал любовь в её физиологическом смысле, почти на уровне инстинкта продолжения рода. Его первые слова об этой женщине были грубыми, тоже на уровне физиологии: "На других баб не похожа".

После он собирался выяснять, "к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа". Но эта грубость вызвана, скорее, отвращением к "красивым" словам. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, достойно уважения. Она не просто стала его компаньонкой и собеседницей (даже в вопросах химии!), она смогла заставить почувствовать сердцем и душой то, что он так упорно отвергал разумом. Евгений "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Но ярый материалист переродился, сохранив этот романтизм до самой смерти. Недаром перед кончиной он просит любимую женщину: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Отдельной темы заслуживает разговор о родителях Евгения Васильевича. Простые, недалёкие и наивные, они со священным трепетом боготворят своего обожаемого сына. Он же довольно груб в разговоре с отцом, ведь боится лишний раз "рассыропиться", однако матери позволяет не только обнимать своего "Енюшу", но и сам довольно ласков с ней. Таким образом, композиционно автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, Никольское, родной дом. И дважды героя постигает разочарование в дружбе, любви, собственных убеждениях.

Но заканчивает жизненный путь главный персонаж именно в родительском доме. Нелепой и надуманной кажется смерть Базарова от случайного заражения тифом: изнывая от неразделённой любви к Одинцовой, Евгений с головой уходит в работу и, помогая отцу лечить крестьян, ранит себя скальпелем в процессе вскрытия умершего крестьянина. Смерть героя у многих вызвала недоумение. Тургенев понимал, что время таких людей еще не пришло. Лучшим выходом для него стала смерть, принятая достойно. Вот где на самом деле проявил характер Базаров. Однако завершается роман мыслью о примирении с вечной природой.

                    Иллюстрация к роману "Отцы и дети". Образ Евгения Базарова
Иллюстрация к роману "Отцы и дети". Образ Евгения Базарова

Внутренний конфликт Базарова

Главный конфликт этого произведения – противостояние поколений. "Отцов" и "детей" здесь разделяет не просто разница во взглядах, а пропасть между двумя типами мировоззрения. Противостояние разных поколений усиливается еще и потому, что данные герои живут в переломный исторический момент для России.

Также интересен здесь и внутренний конфликт самого Базарова. Он отрицает любовь, романтизм и привязанность, но при этом влюбляется по-настоящему в Анну Сергеевну так, что даже перед смертью помнит об этом.

Впервые слово "нигилист" звучит в романе из уст Аркадия и сразу же притягивает к себе внимание. Однако понятие "нигилист" никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово это было взято прозаиком из рецензии Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора Берви. Однако литературный критик истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом понятия "революционер".

Тема нигилизма в произведении

"Нигилистом" в данном произведении является Базаров младший, не признающий авторитетов и всё отрицающий. Писатель не принимал крайностей такого направления, изобразив словно карикатурно образы Кукшиной и Ситникова, но при этом симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой из нас, людей имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилистом или простым обывателем. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть тоже самое тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Павел Петрович Кирсанов и Базаров - антагонисты. Аристократ-либерал и разночинец-демократ. Один выступает за постепенные реформы, второй за срочные меры. Однако нет у Базарова никакой программы, что отличает его от тогдашних народников. Он не революционер в политическом смысле этого слова. Его гражданская позиция достаточно расплывчата и лишь наполнена ненавистью к режиму. Проблема же Кирсанова заключается в закостенелости и нежелании рушить стереотипы в своей голове. Дворянство имеет преимущества - благородство, ум, опыт, но не имеет того стремления к справедливости, которое есть у демократов.

Чувства в романе "Отцы и дети"

Любовь - одно из жизненных испытаний, которые выпали Базарову на втором событийном кругу сюжета. Поначалу он не принимает глубину чувства, отрицает смысл брака, считает чувства между мужчиной и женщиной лишь физиологической потребностью. Но именно любовь к Анне Сергеевне буквально рушит всю его жизненную концепцию. Он понимает, что жизнь на самом деле устроена намного сложнее, чем он себе представляет. Евгений обнаруживает в себе тот самый пресловутый "романтизм".

Познакомившись с Одинцовой, он готов отказаться от одиночества, сбежать от него и полностью отдаться любви. Однако герой получает отказ, но не унижается перед возлюбленной и уезжает. Действительно, Базаров не мог быть счастлив в любви и браке. Это означало бы для него полный отказ от нигилизма, от движущей силы его личности. Но неразделённая любовь разрушает Евгения изнутри, он начинает копаться в себе, и этот глубокий самоанализ вводит его в окончательную депрессию. Перед смертью он всё же просит визита Одинцовой, любовь умирает вместе с ним.

Печальная, разрушающая любовь играет ключевую роль в жизни Павла Петровича. Ради любви он пожертвовал и карьерой, и статусом. Уход его возлюбленной Княгини Р - главная жизненная драма Кирсанова старшего (дяди Аркадия). После разрыва он "уже не мог попасть в прежнюю колею".

Счастливая любовь, конечно же, тоже присутствует в романе. Николай Петрович был очень счастлив в браке, а, овдовев, долго не мог предать память жены и заново жениться. Однако, встретив Фенечку, несмотря на различия положений в обществе, женится на ней и остаётся счастливым в своей семье. Тоже семейное счастье ждёт и его сына. Аркадий влюбляются в Катю, сестру Одинцовой. Они оба - романтические, возвышенные личности, любящие природу и музыку. Отец и сын сыграли свадьбы в один день.

              Иллюстрации к роману Тургенева. Образ Базарова и четы Кирсановых
Иллюстрации к роману Тургенева. Образ Базарова и четы Кирсановых

Дружба в произведении

Множественные сочинения, написанные на тему дружбы между Базаровым и Кирсановым, априори не имеют никакого смысла. Главный герой, как нигилист, отрицает само понятие истинной дружбы. Их отношения можно назвать приятельскими, не более того. Изначально их общение было обречено на провал, но Аркадий "чуть ли не молится" на Базарова, а ведь в глубине души он совсем не нигилист. Разница их интересов и характеров вскоре приводит к окончательному разрыву между приятелями. "Он хищный, а мы с вами ручные" - подводит итог Катя.

Природа и пейзаж повествования

Природа - могущественная сила, символ вечности. Последняя сцена романа, могила Базарова с растущими на ней цветами олицетворяет всю мелочность человека перед вечностью. Природа имеет такую силу, которой не может обладать ни один живой организм. В ней растворяются все конфликты человечества.

Примечательно то, что те герои, которых очаровывала магическая сила природы, понимали её красоту, обретают в итоге истинное счастье.

Пейзажи романа в основном - картины обнищавшей деревни. Изображение села с его голодными мужичками и жадно пожирающими траву коровами, присутствует еще в экспозиции. Это помогает погрузить читателя в атмосферу того времени.

Нигилизм как течение

Если личностный конфликт Базарова мы ставим на первое место, как делают это некоторые литературоведы, то и проблема нигилизма выходит на первый план. Мы уже выяснили, что нигилист не признаёт авторитетов и ни с кем не считается. Но своё мнение у него есть? Проследим это на диалогах героев.

"В России нет ни одного гражданского постановления, которое не заслуживало бы критики" - декларирует Базаров. Но сталинское "критикуешь-предлагай" не работает в случае с ним. Мы можем лишь догадываться, есть ли у него реальные политические планы, потому что эта сторона жизни Евгения намеренно не освещена.

Предметом гордости для Базарова является то, что "его дед землю пахал". Он чувствует себя близким народу, по крайней мере, ближе, чем европейский Павел Петрович. Он, кстати, отмечает, что патриархальность России и религиозность – несомненные плюсы. Базаров другого мнения. И ту, и другую, вслед за Пушкиным, надо сбросить с Парохода современности!

Психологизм Тургенева

Внешность героев в романах прозаика играет огромную роль при создании образа персонажа. Он каждому буквально рисует психологический портрет из отличительных внешних черт, одежды, жестов, мимики.

Смотрите, как он описывает Базарова в самом начале романа, когда читатель с ним ещё не знаком:

Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами. .. спокойная улыбка, тонкие губы..

Плебейское происхождение (длинное и худое лицо) вкупе со спокойной улыбкой и хищными зелёными глазами и заострённым носом - больше нам и не надо ничего знать о Базарове. Одет он был в какой-то балахон, что говорит о его безразличии к внешнему виду.

Теперь очередь его антагониста, Павла Петровича. Его черты лица правильные, тонкие, четкие, с невероятными глазами. Он являл собой воплощение породистости. Описанию одежды отведено много букв – это важно, потому что это важно для Кирсанова. Одет он (в деревне!) в английский костюм – что символизирует хороший вкус и аристократизм в крови.

Речь героев характеризует их не хуже портретов и свидетельствует о занимаемом положении в обществе. У каждого персонажа своя отличительная особенность. Павел Петрович говорит "эфто", "принсип", часто переходит на французский и беседует с "леденящей вежливостью". Базаров говорит отрывисто и афористично: "Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои", -также он любит разные пословицы и поговорки, ещё бы "его дед землю пахал". Он хочет подчеркнуть своё родство с народом. Вот и сталкиваются два героя: один, выводящий из себя своей непоколебимой вежливостью, второй – своей отрывистостью интонаций.

Отец Базарова, напротив, часто хочет показать свою принадлежность к высшему обществу и говорит очень вычурно. Это кажется смешным.

Речь простых мужиков полна брани и ошибок. Так Тургенев показывает их необразованность и неспособность быть полноценной частью переворота, происходящего в стране. В сословном споре, народ, как завещал Некрасов, "безмолвствует". Забавный каламбур на тему речи.

Аркадий "говорит красиво", чем так бесит главного героя. Он любит звонкую фразу, речевые обороты. Спор о языке, кстати, стал их первым разногласием. Справедливо заметить, что Евгений перед своей смертью тоже вдруг заговорил красиво: "Дуньте на умирающую лампаду".

            Иллюстрация к произведению из открытого источника Яндекс. Картинки
Иллюстрация к произведению из открытого источника Яндекс. Картинки

Скабичевский заявил, что писатель поставил перед собой задачу: сравнить жизненные философии отцов и детей и показать, что философия детей противоестественна и обречена на гибель, но Тургенев, по мнению рецензента, с этой задачей не справился.

Жуковский считал, что автор не имел такой силы влияния на общество, как Добролюбов, поэтому хотел ему отомстить. Так создаётся образ Базарова, а чтобы было обиднее, он обзывает его нигилистом и в конце убивает.

Анненков же утверждал, что писателю в результате удалось создать публичную проповедь.

Писарев полагал, что истинный посыл данного произведения - это вопрос молодым людям - кто они и что собой представляют? Литератор принадлежит к дворянским "отцам", он понимает только Кирсанова. А вот Базарова лишь пытается осмыслить. Этим вопросом задавалась всё возрастное поколение России. Молодые, чего вы хотите?

Любопытную и очень гармоничную характеристику романа предложил Страхов:

"Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате".

И так во всём.

После публикации "Отцов и детей" разгорелась ожесточённая полемика. Антонович в журнале "Современник" истолковал роман как "беспощадную" и "разрушительную критику молодого поколения".

Писарев в "Русском слове" высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твёрдость человека, не отступающего ни перед какими испытаниями.

          Иллюстрации к роману из открытого источника Яндекс. Картинки
Иллюстрации к роману из открытого источника Яндекс. Картинки

Он соглашается с другими авторами анализирующих статей в том, что "новые" люди могут вызывать негодование, но отказать им в "искренности" невозможно. Появление Базарова в русской литературе - это новый шаг в освещении социально - общественной жизни страны.

Действие романа происходит накануне отмены крепостного права. Система, при которой поместное дворянство жило за счёт рабского труда крестьян, давно требовала перемен. Любое безвременье, считает автор, рождает таких людей, как Базаров - нигилистов, полностью отринувших прошлое, но не нашедших себя в будущем, отрицающих государственное устройство и моральные ценности. Сам писатель был сторонником постепенных, реформенных преобразований, насилие революции он не принимал.

А вы к какому политическому течению себя относите? Вас можно назвать нигилистами в наше современное непростое время? Верите ли вы в существование настоящей любви?

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)