Найти тему
RescueRedactors

ЧТО И КАК ИСПРАВИТЬ В СЮЖЕТЕ. ЧАСТЬ 3. Конфликт

Оглавление

Сегодня наконец говорим о последнем блоке сюжетных правок, которым иногда приходится подвергать книгу — и свою, и чужую. Мы определились с раскрытием героев, поняли, в каком темпе правильно рассказывать историю и все ли в порядке с ее ритмом. Осталось одно. Собственно история.

Эти двое традиционно на страже нашего сюжета! Кадр из фильма "Типа крутые легавые!
Эти двое традиционно на страже нашего сюжета! Кадр из фильма "Типа крутые легавые!


Начинаем опять не с правок, а с вопросов — к себе или к другому автору. "Как эти мысли поселились в его голове?" "Почему на самом деле она не помогла друзьям?" "Откуда взялась эта желтая собака на вертолете?" "А вы сами-то знаете, что случилось потом?" И только если на вопросы не найдется ответов или они окажутся неудовлетворительными, можно делать вывод.


"С конфликтом что-то не так". И работать.

В отличие от темпа и ритма,
"конфликт" — понятие прозрачное. Это та самая морковка на веревке, которая непрерывно маячит у героя перед глазами — или больно бьет его по голове/заднице раз за разом. Является в кошмарах. Разрастается к кульминации в Большого Морковного Монстра, готового слопать всю его семью (и ту желтую собаку). Проще говоря:

  • желание героя что-то сделать/получить (например, д"Артаньяна — стать мушкетером)
  • нежелание героя с чем-либо столкнуться (например, Обломова — с работой и социумом).

В большинстве статей о построении книжного или сценарного конфликта слово "желание" используют в контексте и а), и б). Это неплохо, ведь беду Обломова можно описать словами "желание любить диван вечно" :3 И все же я бы выделила "желание" и "нежелание" как два разных источника конфликта, по простой причине: они задают персонажу совершенно разные векторы поведения. В первом случае он, скорее всего, будет хвататься за каждую возможность трансформации. Во втором — панически цепляться за свой... да хотя бы диван, то есть привычные установки. И то, и другое нормально — как и вариант, при котором первый в итоге поймет, что меняться было не надо... а второй превратится в полную свою противоположность.

Проникнуться персонажами можно, даже если конфликта особо нет, и они просто зайки. Но история случается, только когда он есть. Дальше мы поговорим о том, какие правила помогут с ним справиться. Почему это важно. И что может его порушить.

Правило 1. "Чем длиннее путь, тем больше ступенек".

Начнем с простого и везде уже написанного. В нашем случае размер [текста!] имеет значение.

Рассказ может строиться на одном конфликте — и маленьком, и серьезном. То есть персонаж идет, идет, подходит к препятствию и... справляется, ну или нет. Будет ли это прыжок с трамплина (как в "Рабочие дробят камень" Драгунского)? Или принятие собственной _писательской_ смерти (как в "Удивительной кончине Дадли Стоуна" Брэдбери, которая, кстати, мастрид всем авторам)? Так можно выстроить и повесть, особенно сосредоточенную на рефлексии (например, на одном лишь конфликте с собственным уродским вундеркиндовым воспитанием выстроены "Фрэнни и Зуи" Сэлинджера).

Событийная повесть — и роман, конечно, — предполагает, что перед Большим Прыжком героя ждут еще ступеньки. То есть микроконфликты. Они выполняют разные задачи: поддерживают напряжение, раскрывают отношения, дают фанатам сюжеты для фанфиков, в конце концов. А главное, эти маленькие столкновения — с обстоятельствами, людьми, собой — заставляют героя что-то о пересматривать, чем-то жертвовать, меняться.

Для читателя это способ увидеть путь и поверить в него. Для героя — его пройти.

Количество микроконфликтов напрямую влияет на множество вещей куда большего масштаба. Например,
внезапно расплодившись, они превращают наш задуманный маленький рассказик в романище на 500 страниц. А их нехватка ведет к тому, что буксует наш сюжет или развитие героя неочевидно для читателя.
Так что даже если вы не любите писать планы сюжетов, микрокофликты (и желательно для всех героев, у каждого они могут быть разные) лучше расписать до начала работы с книгой, хотья бы два-три.

Открыть другую часть этих микроконфликтов уже в пути — тоже классно, один наверняка притянет за собой другой. А вот
добавлять микроконфликты в готовый текст очень сложно, ведь каждый — это круги на воде. Насыщать завершенную и прожитую историю событиями, которых там прежде не было, нужно очень аккуратно, и по-хорошему, лучше до этого вообще не доводить. Например, какое-то вставное событие просто возьмет — и обесценит ваш уже выстраданный финал. Стр-рашшно. Поэтому будем внимательны к нашим ступенькам. Помните: герой вряд ли сможет победить дракона, пока не потренируется на тараканах, крысах и кошках. Особенно если это его первый дракон.

Правило 2. "Второстепенный герой не может быть главным злодеем" (с) авторы книги "Порри Гаттер и Каменный Философ".

На самом деле все, конечно же, не так сурово, и тезис скорее утрированный. Потрясающие книги, где главных героев один-два (взять "Собаку Баскервилей"), а остальные все второстепенные, существуют, и их полно. И уж конечно, кто-то из этих второстепенных точно окажется источником проблем. Суть не в этом. Если фразу подгонять под литмастерство, она прозвучит примерно так: "Обе стороны вашего конфликта должны быть у читателя на виду и хорошо раскрыты".

Дайте ему возможность их понять. Особенно если ваш конфликт, например, детективный. Читатель действительно почувствует себя обманутым, если убийцей окажется дворецкий, которому дали эфирного времени пять минут и ничего о нем не рассказали. Почему? Потому что нам все-таки хочется участвовать в жизни героя и тоже строить предположения, подозрительно на всех коситься и дрожать от причастности к происходящему. Не даете деталей — лишаете читателя шанса на успех, снижаете накал его погружения в историю. Да и не детективом единым... чтобы сопереживать кому-то в его борьбе, нужно все же видеть, с кем/чем он борется.

Возможно, именно из-за несоблюдения этого правила так популярен спорный сюжетный троп "эпичная речь злодея, в ходе которой герой вылезает из ловушки". Возможно, именно из-за нехватки "второй стороны" конфликта многим довольно тяжело полюбить роман "Дракула", а экранизации так пестрят сценаристской (пусть иногда довольно классной!) отсебятиной. А вот мои любимые "Братья Карамазовы" в этом плане чудо, как хороши, хотя "сторон конфликта" там куда больше, чем две. Но ни одна не забыта. И все — непредсказуемы.

Правило 3. "Кровь-кишки-гробы — это тоже средство развития конфликта. А не способ психологической манипуляции и не мусоропровод для ненужных героев".

Если мы убили кого-то... и еще кого-то... и еще... и кому-то еще ногу отрезали... а на тех, кто остался в живых, это особенно не повлияло, значит, мы действительно заигрались с мусоропроводом. Даже в самых тяжелых и мрачных текстах — в темном фэнтези, в военной прозе — со смертью и увечьями лучше быть избирательными. Пара беспричинных, бессмысленных, страшных смертей, пусть даже и проходных героев, конечно же, впечатлит и оставит осадок. Но на третьем-четвертом трупе, скорее всего, станет скучно.

Если нам хочется показать, что смерть в наших реалиях — обыденность и ее очень много, это можно сделать, не вводя в повествование нового (проходного) беднягу и прихлопывая его через пару страниц/глав. Достаточно показать герою тележку с подгнившими уже телами, которую некому отвезти и сбросить в яму, некому сжечь, некому прочесть последнюю молитву (можно даже дать воронам их поклевать или собакам погрызть, чтоб совсем было грустно). Или кладбище, полное братских могил. Или чувака, рассекающего в продырявленном шлеме того, с кем герой еще вчера пил водку. Если же мы описываем, как кто-то гибнет на виду, гибнет громко и драматично, этот кто-то должен что-то значить. Или по крайней мере, быть настолько цепляющим, чтобы у нас сжималось сердце. С этой точки зрения мне очень нравятся все смерти в "Войне и Мире" и почти все — в "Темной Башне". Ну а в целом... есть много способов сделать человеку больно. Смерть и увечья, его или его близких — только верхушка айсберга.

А вот
смерть как символическое завершение трансформации или лучшее решение абсолютно неразрешимого конфликта — мощный прием. Хороший пример — "Жизнь А.Г." Ставецкого. Агусто Авельянеда уже не вернет власть, да она ему и не нужна. И его народ не даст ему жить обычной жизнью. И посмешищем в клетке он больше быть не может, это переросли и он, и замученная Испания. И его мечты о звездах мертвы. Новая жизнь действительно требует, чтобы все старое умерло. Так и происходит.

Правило 4. "Немного [абсурда] не помешает".

Барон Мюнхгаузен как-то сказал "Вы слишком серьезны, улыбайтесь, господа". Джокер повторил, и в общем, оба правы. Иногда абсурдное разрешение вашего любовно нагнетаемого, кажущегося неподъемным конфликта — самое логичное, разумное и верное из возможных. И отталкивать его, когда оно так и просится, а других нет, — возможно, не стоит.

  • Да, в конце романа "Стража! Стража!" Терри Пратчетта злобная дракониха перестала жрать жителей Анк-Морпорка не врезультате эпичной битвы, а потому что влюбилась в другого дракона и улетела в закат с ним спариваться, — ведь любовь можно найти всюду.
  • Да, в "Капитане Два Лица" день спасла старая бабулька-пиратка, потому что старость бывает очень разная, и далеко не всегда это описанные пеленки и деменция.
  • Да, люди, готовые убить друг друга на дуэли, могут побежать спасаться от дикого кабана в одних кустах, там закорешиться и забыть о своих терках, — потому что, черт возьми, что может быть хуже дикого кабана?

Конечно, все ружья, делающие такое возможным, должны быть вовремя развешаны: второй дракон пусть отсвечивает в сюжете с самого начала, бабуля говорит двусмысленные фразы, а кабаны ведут себя агрессивно. И хорошо, если это будет не один-единственный элемент иронии на весь ваш текст. И лучше быть готовым, что кто-то обвинит вас в притягивании за уши и скажет, что ему не хватило драматизма и пафоса. Но все же у жизни есть чувство юмора (как говорилось в «Догме, «взять хотя бы утконоса»). Нам, ни авторам, ни читателям, не стоит отказывать в этом чувстве себе. Так же интереснее.

Правило 5. "Читатель, скорее всего, спросит, почему".

Нет обоснуя — нет реалистичной картинки — нет веры. Ничего нового, и распространяется это на самые разные сюжетные элементы, не только на поведение и отношения героев. Ведь иногда источником конфликта становится не отдельные их поступки и даже не сложные эмоциональные связи, в которые они вступают, а само устройство мира, следствием которого они являются. Например, некое фантдопущение.

Возьмем один недавно вышедший роман, где нам показывают последний день двух подростков в очень необычном мире. То есть мир-то обычный, наш, только ребята САМИ знают, что проживают Свой Последний День. Нет, они не больны раком и не ждут падения метеорита. Им просто позвонили и предупредили: "Вы умрете сегодня, этого не изменить, оторвитесь напоследок". В этой реальности так звонят каждому, есть организация, которая за это отвечает. Вот так. Это круто. И книга — абсолютнейшее, светлое литературное чудо с точки зрения посыла: цените жизнь. Она скоротечна, ее нужно заполнять тем, чего хочется вам; не бойтесь жить, любите друг друга. И вот наши мальчики идут ловить последние впечатления. Они делают много интересного, думают много умного... И есть лишь один нюанс...

У существования этого Отдела Смерти нет обоснования. Никакого. Вообще. Из кого он состоит, из медиумов? Из инопланетян, из профессоров теории вероятности, из путешественников во времени, из роботов? А откуда у них ВСЕ телефонные номера мира и ВСЕ данные землян? А как погибают, например, президенты? Пытаются ли в их случае что-то исправить спецслужбы? А что насчет терактов? А катастроф? Эта система помогает их предотвращать?

Увы, мы не узнаем эту Тайну. Даже в конце. И хотя это возможно в жизни (нет, вряд ли Отдел Смерти, но вот именно его закрытость: мало ли у нас секретных контор и сект?) — многим ход не понравился. У меня осадок тоже остался, но все же роман — "В конце они оба умрут" — я советую. Возможно, автор просто не придумал достаточно крепкий обоснуй: согласитесь, идея сложная, риск выглядеть дураком велик. Все мы в той или иной степени сталкиваемся с этим выбором: найти какой-никакой (возможно, слабый) обоснуй или списать все на метафоричность и предложить читателю пофантазировать самому.

Читателей, жаждущих обоснуя, можно понять. Классика жанра здесь загоняет нас в некоторые рамки и задает ожидания.

  • В крепкой фантастике механику научных открытий и даже самых невероятных технологий можно в той или иной мере понять.
  • Фэнтези это тоже касается: артефакты, живые стихии, альтернативная модель Дарвина, боги — насытить необычный мир объясняющими его деталями важно и можно.
  • Даже у мистики обоснуй, как правило, есть, и добавить его, опять же, несложно, благо, оккультизм изучают веками.

Конечно, есть и жанры, где обоснуй не только не критичен — наоборот, может все испортить. Яркий пример — магический реализм, где почти у каждого события может быть несколько трактовок. Серый Дом Мариам Петросян потерял бы половину очарования, если бы мы четко понимали, что вся его мистика — галлюцинации от зелий, которые принимают воспитанники на досуге. Вторую половину очарования он потерял бы, если бы "прыгуны и ходоки" оказались магами/экстрасенсами/некими высшими существами. Именно балансирование на грани "магия есть"/"ты просто так видишь, а на самом деле все по-другому" делает магреализм таким притягательным. Но обоснование здесь не отсутствует — наоборот, его можно найти для абсолютно любой трактовки описываемой событий. То есть его вдвое, втрое или даже вчетверо больше, и перед читателем встает вопрос не поиска и додумывания, а выбора.

Роман о Последнем Дне — фантастика, поэтому мне воспринимать то, что происходит с героями, не понимая, почему вообще они с этим столкнулись, было сложно. Заноза свербила все время чтения. Закрывать книгу, так и не получив ответ, многим обидно и тревожно. Может, это я чего-то не понял? Или у меня текст сырой? Такова наша природа — мы любим понимать, что происходит. Не страшный порок, да? Так будем же внимательны к нашим фантдопущениям!

Правило 6. "Не только донести, но и бросить (кольцо в Мордор)".

У любой истории — порой даже у созерцательной зарисовки о природе — должна быть кульминация. Звучит очевидно, но как ни странно, порой авторы совершенно спокойно обходятся без нее. Особенно часто — когда героев с уникальными линиями несколько и кульминация у каждого своя. В таких случаях обломать могут кого-то одного.

Казалось бы, это невозможно:
кульминация — высшая точка напряжения, где разрешается конфликт, место, где мы хватаем валидол. И все же порой, по разным причинам, авторы бросают персонажа... например на подходе к этому пику. Как Фрэнсис Ча, автор романа "Будь у меня твое лицо". У нее четыре главных героини, но действительно проходят полный путь только одна: теряет мечту, к которой все это время шла. Три другие только подступают к главному перелому — и их линии обрываются. Кто-то делает так из страха не вытянуть. Кто-то — от незнания, что дальше, и неготовности задаваться этим вопросом, "пытать" героя и себя. Кто-то просто путает термины.

Спутать кое с чем "обрыв" действительно можно — с открытым финалом. Но настоящий открытый финал — непростой прием, прелесть которого в том, что он одновременно дает ответы на часть вопросов и дразнит, напоминая о течении жизни и о том, насколько она загадочна. Понять, что перед нами не "обрыв", а крутой, беспощадный открытый финал, просто: у нас больше нет вопросов к _пути_ героя и к тому, что он ТОЧНО разрешит конфликт. Да, он еще не убил монстра, но уже решился это сделать (или наоборот подружиться с ним, ну мало ли, это уже вопрос открытости). Он еще не слился с возлюбленной/ым в объятии, но понял, что человек ему нужен, и вот-вот рванет за ним на другой конец света (а уж как его встретят — открытый финал!). Он еще не понял, как изменить злую Систему, но уже не отступится от борьбы. Хорошие примеры — "Град обреченный", "Повелитель мух", "Рыцарь умер дважды".

Как понять, что в нашей кульминации чего-то не хватает и на горизонте маячит обрыв? Путь героя выглядит не полным, например, он не осознал чего-то, к чему его вели, — а для конфликта это важно. Казалось бы, Фродо и Сэм столько преодолели по пути к горе и можно было бы там все и оставить, чтобы мы мучительно гадали, выкинут ли кольцо. Нет. Нельзя. Сцена, где на Фродо нападает Голум, — и есть та самая Точка, и без нее текст (и, например, Сэм) потерял бы много, прежде всего, одну из глобальных сквозных идей: каждая жизнь, даже самая ничтожная и опустившаяся, ценна (но не обязательно, чтобы сутью этой ценности стало последующее покаяние). Хотя палец жалко.

Правило 7. "Бог всегда приезжает вовремя, а вот дьяволу лучше остаться в машине".

В "Повелителе мух" потерпевшие катастрофу дети живут на острове, постепенно дичают, начинают убивать друг друга — и к концу ополчаются против последнего голоска адекватности, мальчика Ральфа. Они его травят, преследуют, изгоняют, объявляют на него охоту. В разгаре охоты книга и кончается: на остров приплывают взрослые и пресекают глупые детские игрища. Что такое взрослые? Тот самый "бог из машины". Внезапное счастливое обстоятельство, спасшее героя.

"Бога из машины" часто относят к сюжетным ошибкам. Мол "автор просто пожалел героя/ ничего не придумал/ устал". На деле Бог из машины — что-то из жизни. Зверь довольно редкий, достающийся нам далеко не всегда, но все же достающийся.

Кому-то из нас попадалась на пределе истощения душевных сил нужная, спасительная книжка. Кто-то в кармане застиранной толстовки находил пятисотку, когда деньги были необходимы. Кому-то удавалось избежать общения с плохими чуваками, потому что рядом появлялся большой дядя с собакой. Случайные удачи бывают. И они вполне заурядны.

Единственное, что вызывает справедливое отторжение такого "бога" у читателей, — его несвоевременность. Если он "приезжает" слишком рано, до того как персонаж пройдет все круги ада и трансформации, — это действительно большой обман. То есть как? Герой еще не выжал все силы, не подошел к пределу, не сделал ВСЕ, что зависело от него, — а его уже спасают? Да, точно. Автор его пожалел. Или ничего не придумал. Или устал. Совсем другая ситуация — если Бог приходит в то самое мгновение, когда все. Все отдали свои козыри. Мы поразились тому, до чего дошли стороны конфликта. В горле комок. Валидол кончился. Шансов нет — и вдруг. Такой прием — вовремя и к месту — очень даже может быть нужным. Он позволяет раскрыть большую метафору Шанса, того самого, который есть у каждого из нас, если мы действительно постараемся изо всех сил. В жизни мир дает их. И даже часто. Но только когда мы уже в кровавом поту. Так пусть же наш Бог всегда приезжает вовремя.

У "Бога из машины" есть злой близнец, Дьявол, оттуда же. По аналогии догадаться просто: это тоже внезапное обстоятельство, влезающее в основной конфликт. Оно тоже появляется ближе к критическому моменту и столь ужасно, что сводит прежние ужасы на нет. Если бы, например, после 5-го Гарри Поттера возвысился еще Гриндевальд и дополнительно воскресил Гитлера, — это был бы классический Дьявол из машины. О Пожирателях Смерти, скорее всего, пришлось бы забыть перед этим нацистским ужасом, особенно если бы он глобально расползся на оба мира.

В теории литературы Дьявол почему-то куда менее популярен, чем Бог, хотя в книжках и в кино довольно распространен. Я, например, встречаю его в текстах много. И, хотя прием тоже может быть интересным способом воплощения крутых тропов (например, заставить героя объединиться с первым врагом против новой проблемы и выстроить какие-то новые отношения), ошибиться здесь также легко. Многие авторы используют Дьявола не как усиливающее обстоятельство к первому, основному конфликту и даже не как способ вывернуть его наизнанку, а как... просто способ о первом конфликте забыть или представить его менее значительным. Порой так и представляется старое Зло, которое просто грустно отступает в сторонку, бубня "Ну да, ну да, пошел я нафиг". Проблема Дьявола — в том, что своим появлением он легко обесценивает все то, что мы выстраивали и развивали на протяжении целой книги/серии. И вот этого, кстати, в жизни почти не бывает. Да, у нас то и дело появляются новые проблемы, порой сыплются на голову ниоткуда. Вот только старые от этого не отступают покорно, уступая им место. Обычно они радостно бегут навстречу, раскрыв объятья: "Давай вместе! Сейчас он у нас попляшет!".

Так оставим же нашего Дьявола сидеть в машине до поры до времени. И напишем о нем потом отдельную книгу.

На этом заканчивается разговор о сюжетных правках! В начале этого поста можно найти ссылки на предыдущие две части. А вот здесь почитать о стилистической редактуре.

#пишем книгу #советы писателям #литературный редактор #писательское мастерство #построение сюжета