Найти в Дзене
Почему полезно писать фанфики
...и почему это хорошее начало для тех, кто хочет жонглировать литературными стилями уже в оригинальных текстах. Непопулярный взгляд редактора и автора книг на популярное явление. Фанфикшн (fanfiction) — слово почти нарицательное; уже трудно найти кого-то, кто бы его не знал и не питал к нему каких-нибудь чувств, от нежного восторга до брезгливого "не читал, но осуждаю". Это ответвление литературного процесса существует давно, и у нас тоже; к чему его только не относили (например, к так называемой...
3 года назад
ЧТО И КАК ИСПРАВИТЬ В СЮЖЕТЕ. ЧАСТЬ 3. Конфликт
Сегодня наконец говорим о последнем блоке сюжетных правок, которым иногда приходится подвергать книгу — и свою, и чужую. Мы определились с раскрытием героев, поняли, в каком темпе правильно рассказывать историю и все ли в порядке с ее ритмом. Осталось одно. Собственно история. Начинаем опять не с правок, а с вопросов — к себе или к другому автору. "Как эти мысли поселились в его голове?" "Почему на самом деле она не помогла друзьям?" "Откуда взялась эта желтая собака на вертолете?" "А вы сами-то...
3 года назад
ЧТО И КАК ИСПРАВИТЬ В СЮЖЕТЕ. ЧАСТЬ 2. Темп/ритм повествования
Что общего у автора и самолета? Сначала оба довольно долго летят на головокружительной высоте, ловя потоки и забывая обо всем оставленном внизу, но потом хорошо бы им мягко приземлиться. Очнуться. Проверить, все ли пассажиры живы, целы и довольны. Позволить себе отдых. И наконец окинуть взглядом проделанный путь и, возможно, внести в него какие-то корректировки. Они нужны не всегда, но такое случается, у авторов особенно. Финальная сюжетная правка художественных текстов (напомню, у нас на повестке...
126 читали · 3 года назад
ЧТО И КАК ИСПРАВИТЬ В СЮЖЕТЕ. ЧАСТЬ 1. Раскрытие героев
Продолжаем говорить о редактуре художественных текстов, своих и чужих. После шлифовки стиля, о которой я рассказываю вот здесь, и зверского убийства мелких логических нестыковок иногда все равно остается ощущение, что с книгой "что-то не так". Это "не так" лежит уже глубже, нащупать его сложнее. И вот, приходится выходить на второй уровень правок — сюжетный. Это значит что-то докрутить, что-то прояснить, а что-то, возможно, добавить. Иногда приходится и наоборот, вырезать любовно написанные сцены и диалоги, но по-моему опыту, это последняя, отчаянная мера...
3 года назад
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ (ОТ ВРЕДНОГО АВТОРА И НЕ МЕНЕЕ ВРЕДНОГО РЕДАКТОРА)
(,) следовать нельзя спасаться (,) 1. Пишите историю поскорее. Беспрерывно. Не вчитываясь. Не думая, зачем она нужна лично вам, кому-то же точно будет нужна! У вас нет истории и вообще вы как-то жили без этого? Немедленно начинайте, хоть какую-то! Хоть рассказик! Все пишут, и вы пишите. Часики-то тикают. Проработка сюжета и стиля? Какая проработка? Дал Бог буквы, даст и книжку. 2. Сюжетные планы — зло. Независимо от количества персонажей и линий, сложности таймлайна и масштабности событий. Планы...
3 года назад
Эти гадкие гуси. Стилистические ошибки, выдающие новичка
Редакторы художественной литературы, в основном, смеются и плачут над одними и теми же ошибками, из текста в текст. Иногда это делает работу похожей на бесконечный день Сурка, но мне веселее вспоминать будни сержанта Энджела, сопряженные с ловлей неуловимого гуся (лебедя, но в нашем контексте щипки гуся заметнее). Гусь жирен, красив и неистребим. Таковы и ошибки, которые регулярно встречаются в историях даже с самой блестящей идеей, атмосферой и персонажным составом. Гуси портят все. Так давайте...
3 года назад
Исторические ретеллинги
Не только "Золушку" можно рассказать на новый лад, не искажая при этом фактов. Когда случайно вводишь в литературный процесс новый термин (а именно это и произошло, когда вышел мой роман "Серебряная клятва") и начинаешь встречать его уже применительно к чужим книгам, теоретическую базу для недоумевающих лучше подготовить. Ведь современный книжный рынок многообразен и сложен. Иногда только введение свежих жанров и помогает грамотно вписать в него новые книги и тренды. "Серебряная клятва" — моя 9-я изданная книга, на которой я уже знала, что правильное позиционирование — это все...
3 года назад
Что за зверь такой - ретеллинг?
...и как написать его качественно? Сегодня немного о ретеллинге как о литературном жанре. Где лежит тонкая грань между ним и плагиатом, почему он имеет право существовать и как на это смотрит авторское право? 🗨Ретеллинг — старая история, рассказанная на новый лад и переросшая в самостоятельный текст. События сказки, легенды, классического романа или мифа (реже исторические) здесь разворачиваются в другом сеттинге с новыми деталями и/или даны с точки зрения другого (не главного) персонажа🗨 Источник: GoodReads, дополнено мной...
497 читали · 3 года назад
БОЛЬШОЙ ГИД ПО СОЗДАНИЮ КНИЖНЫХ КАРТ И ПРОРАБОТКЕ МИРОВ
В любой истории важно не только "кто" и "что", но и "где". Запаситесь терпением, и вы сможете а)лучше узнать свой мир б) украсить ваш роман картой, даже если не рисовали никогда в жизни. Ладно мир. Но карты-то зачем? Даже если вы не пишете иномирное фэнтези, а просто разворачиваете действие в яркой локации (город, замок, остров), карты — это классно. Они помогают ориентироваться, дают дополнительную информацию (для будущих фанфиков :3) и в конце концов, создают атмосферу. А еще, рисуя карты, мы сами лучше узнаем свои сеттинги...
128 читали · 3 года назад
(не)ЛЕДИ СОВЕРШЕНСТВО
На примере популярного и симпатичного мультипликационного персонажа — о не менее популярном, но куда более сомнительном сюжетном тропе. В русском литературоведении термин "Мэри-Сью" — боевой, мегаумный, обязательно выходящий сухим из воды, обожаемый, неубиваемый (а если убиваемый, то в финале и под всеобщие рыдания) персонаж — прижился давно. Прижился хорошо и вышел далеко за пределы фанфикшна, где родился. На Западе, кстати, есть четкое разделение "идеальных" М и Ж, поэтому также употребляется "Марти", но у нас Мэри внезапно стала гендерно нейтральной...
3 года назад
Второстепенные герои интереснее главных
Вряд ли кто-то хоть раз не ловил себя на этой мысли, читая книгу/смотря фильм, или не встречал подобные фразы в отзывах. Особенно интересно получается, если это отзыв, например, на вашу собственную книгу. Подаваться мнение может и как упрек, и как комплимент, и как факт. Феномены восприятия удивлять умеют. Стоит ли расстраиваться, например, если вы получили такое замечание? Начнем с очевидного: "интересный персонаж" — понятие относительное. Для одних это объективно яркая/харизматичная/сильная/прикольная...
123 читали · 4 года назад