«Северный край за далекими далями, северный край, что зовется Ямал. Пусть говорят, это край географии, только для нас он начало начал. Эта земля - край мечты и романтики - манит к себе наших душ корабли. И почему-то все чаще мне кажется: именно здесь бьется сердце земли», - из песни Игоря Корнилова «Полярный Урал».
Полярный Урал сложно описать в паре слов, но, кажется, Игорю Корнилову это удалось. И горы здесь, и равнины, и реки. Самая известная после реки Обь - это река Собь. Легко запомнить! Она течет по землям Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), и, как многие уральские реки, начинаясь в Европе, завершается в Азии, где впадает в Обь. Исток Соби расположен у подножия гор Рай-Из, о котором я уже писала. Длина реки около 170 километров, ширина на глаз не больше 30 метров, а в низовьях наверняка шире.
Собь - река с историей. Первое описание Соби относится к концу XVI века. Название ее произошло от славянского слова «собь», означающего собственность, пожитки, котомку. Те же ненцы - обитатели ЯНАО - называли реку Падьяха, Котомочная река. Как полагают краеведы, это свидетельствует о важном торговом значении реки и использовании ее в транспортировке грузов. По Соби проходил путь через «Камень» (Уральские горы) в Сибирь.
Река в верховьях с перекатами и порогами, чистая, быстрая - отлично подходит для сплавов, потому и популярна у туристов. Сегодня на сплав по Соби съезжаются не только местные, но и люди разного уровня подготовки со всей России. Развлечений в Салехарде, столице ЯНАО, не так уж много, потому и я отправилась на реку Собь.
Собралась по-походному, сложила нужные вещи в рюкзак, утеплилась - и в путь, тем более, что шла не одна, а в составе организованной группы, так что проблем с провизией или с общим снаряжением не предвиделось. Катамараны, лодки, весла, спасжилеты, спальники, коврики, палатки - все это предоставлял организатор сплава.
Собрали нас прямо в Салехарде, погрузили в транспорт, затем на паром через Обь, и на ж/д вокзал до Лабытнанги. Там сели на поезд Лабытнанги - Воркута, проехали в сидячих вагонах до станции Собь. Лайфхак для тех, кто собирается ехать: помечайте свои рюкзаки, желающих повидать горы и реки Полярного Урала очень много, и возникает путаница в вещах.
Прямо со станции - к реке, которая течет параллельно железной дороге. Там и будет место, где все-все-все начинают сплав по реке Собь. И мост на другую сторону реки.
Место очень живописное, цветут горные цветы, колокольчики могут поспорить своим цветом с небесной лазурью.
А карликовые ивы и березки? Вы знаете, что они в самом лучшем случае человеку среднего роста по пояс? Обычно вообще стелются по земле, как кустарники. Почти что готовый японский бонсаи. Листочки миниатюрные, гладкие, красивые.
Река Собь, вольготно раскинувшаяся между хмурых гор, выглядит умиротворяюще и заманчиво. Вода в ней холодная, прозрачная, небо издалека отражается не голубым, а насыщенно-синим. На берегу - десятки лодок, катамаранов. Сотни людей! Тут же есть станции для туристов, где можно жить и ходить в горы.
Особенно привлекают путешественников скромные, но удивительные водопады на ручье Северный Нырдвоменшор и плато Рай-Из с горными озерами и Нефритовой долиной. Отсюда к ним идут вездеходные дороги, поэтому добраться до этих объектов не составляет особого труда. Снять домик возле станции Собь на сутки стоит 600 рублей на человека (цены на лето 2021 года). Можно тут и шашлык пожарить, и рыбу поудить - ловится хариус, таймень, щука.
Затем нам всем раздали сплавное снаряжение, жилеты, мы переоделись, распределились по катамаранам. Получили допинструктаж по правилам безопасности на воде, вышли на воду. Сплав начался! Возле правого берега реки, с которого он начался, меловато, потому лучше держаться левого, где Собь более полноводна. Но и тут глубина может быть не то что бы большой, в среднем, может, сантиметров сорок.
С воды можно любоваться Полярным Уралом, его горами и долинами, наслаждаться редким и теплым полярным солнышком, свежим ветром, отгонявшим назойливую мошку, восхищаться кристальной водой, изумрудными омутами.
Швартоваться можно где угодно, но для групп туристов есть организованные стоянки примерно через 20, 25, 30 километров. Называются они по-разному, например «Идолы» - возле деревянных идолов, «У Филиппыча» - там небольшие деревянные беседки.
Дошли до стоянки «141 километр». Там деревья, можно набрать дров и хворосту, развести костер, покушать горяченькое. Сделали привал.
Ночевка была на Заячьем острове. Можно при желании набрать морошки - ее в середине июля много, хватает на всех. Грибы выходят с момента зацветания иван-чая, но если сухо, то их нет. Медведей, кстати, тоже нет, только если за железной дорогой.
Ну а потом, конечно, утро, и снова сплав. Без остросюжетных экстремальных приключений, если не считать массы отдыхающих по берегам реки, машущих нам руками, иногда кричащих приветствие, добрались до конечного пункта своего плавания - поселка Харп (это слово означает «Северное сияние»). Всего по реке Собь было пройдено 42 километра.
Оттуда - на поезд, на паром, и домой, в Салехард.
Поездка удалась! Если хотите, приезжайте в июле-августе, сами убедитесь, как на Полярном Урале здорово!
Александра Шелеева