Сегодня в Записках левой лапкой прочла интересное о попытках воззвать подростка к ответственности, потому что очень безответственно не соблюдать режим сна и питания, а потом иметь проблемы со здоровьем и плохо учиться, безответственно не делать, хотя бы, большую часть уроков...
И что-то мне так захотелось поделиться своим, что даже сюда это решила вынести.
И это будет про меня, а не про абстрактных детей в абстрактных семьях.
В раннем детстве с границами и ответственностью всё просто. Я отвечаю за детей, поэтому я устанавливаю границы, ответственность за их нарушение, и отслеживаю, насколько ребёнок в безопасности и в порядке. и дети, разумеется, регулярно границы нарушают, но как-то больше в силу неспособности держать их в голове. К примеру, тоддлер пытается запихнуть в розетку гвоздь не потому, что это простест и не потому, что это важное сакральное действо, а просто потому, что так случайно совпало, что он добыл гвоздь и оказался рядом с открытой розеткой. Дошкольник пытается выбежать под колёса за улетевшим мячиком просто потому, что не может одновременно удержать в голове и про мяч, и про безопасность на дороге. Первоклашка не рассказал про стих, который задали учить, просто потому, что забыл. И это моя ответственность – отслеживать розетки, стихи, не выпускать на дорогу, предлагать кашу на завтрак, не забыть дождевик или рукавицы.
К подростковому возрасту у человека уже сформированы собственные границы, желания, понятия о нормальном и ненормальном, цели, у него есть друзья, увлечения. Через год-два-три-пять человек может взять, да и поступить в колледж или вуз в другом городе, найти работу и снять квартиру пополам с другом, не слушать, что говорит мама, а жить свою жизнь.
В реальности я всё равно во многом за ребёнка отвечаю. Но всё больше эта ответственность переходит от меня к самому ребёнку.
А дальше смотрите, какое дело: я сталкиваюсь с вопросами.
Хочу ли я всю жизнь нести ответственность за своего ребёнка, не давая ему стать самостоятельным?
Зачем мне нужно, чтобы он вёл себя так, а не иначе?
Что будет, если он будет вести себя не так, как я хочу?
А как я веду себя в подобных ситуациях?
Особенно важным я считаю последний вопрос. А я-то как? Я-то полноценно сплю, питаюсь, всё ли делаю своевременно, не дожидаясь дедлайнов, опаздываю ли, делала ли что-то откровенно на «двоечку», бросала ли то, что нравится, и то, во что вложены силы и деньги, когда поняла, кем хочу стать, когда вырасту, имею ли вредные привычки? Я-то как?
Когда я начинаю думать о том, как же, многое встаёт на свои места. Выясняется, что я сама далеко не всегда могу осилить то, чего хочется требовать от ребёнка. Иногда выясняется, что я хотела бы от себя и для себя полноценный сон, здоровый режим и прочее. Но всё лучшее – детям. Как анорексичка, которая всех пытается накормить, но не способна есть сама. А иногда я обнаруживаю зависть. Почему это ребёнку можно, а мне нельзя? Почему она делает на «двоечку», и ей нормально, больше и не надо, а я делаю лучше и увязаю в стыде? Где справедливость?
Я не требую от ребёнка то, что не делаю сама. То есть если я неделю пью кофе из одной чашки, которая мигрирует по столу и дивану, я не предъявляю требований к чистоте чашек, не требую мыть и убирать на место сразу после использования. Если я предпочитаю на завтрак кофе с шоколадкой, я не требую от подростка есть что-то другое. Это же всё так же нелепо, как запрещать курить. дымя сигареткой.
Но я могу рассказать о тёмных сторонах своих выборов. А чаще просто не скрывать эти тёмные стороны.
Почему я могу хотеть, чтобы ребёнок ел кашу и надевал шапку? Чтобы не разгребать последствия. Очевидно же, что оно ляжет на меня. Но с другой стороны, мой кофе вместо завтрака тоже может годам к шестидесяти привести к тому, что мои дети будут разгребать последствия. Поэтому сейчас я веду дневник питания и пытаюсь что-то менять.
Если к определённому возрасту ребёнок ведёт себя так, а не иначе, остаётся лишь подвести черту. Дальше, может, и получится влиять, но точно не такими жи методами, какие сработали бы раньше.
И ещё вопросы. Чтобы что? А что будет, если ребёнок не станет следовать моим требованиям? А что будет, если через год-два-пять он вырастет, переедет и будет жить по-своему? Вот исполнится восемнадцать (а то и шестнадцать), и забудет о каше и шапке, переедет жить к Васе, который мне не нравится, будет ложиться спать под утро... Буду ли я и тогда преследовать повсюду, протягивая шапку, кашу и отгоняя Васю? А до каких пор?
На самом деле, у каждого могут быть свои ответы и свои стратегии. Я в данном случае, скорее, делюсь опытом, нежели указываю путь в светлое будущее. И этот опыт про то, чтобы комфортно жить вместе здесь и сейчас.
Напоследок будет маленький лайфхак, который работает у меня.
Есть вещи, которые я не считаю ужасными, но которые недопустимы с точки зрения школы, государства, закона... Есть то, что я считаю правильным, и закон считает единственным вариантом. Иногда я делаю главной не себя. Например, у нас есть правило приходить домой не позже девяти. Ребёнку оно очень не нравится. Но понимание, что правило закреплено законодательно на уровне региона, примиряет с таким раскладом, хоть он и не нравится. Это становится чем-то вроде правил дорожного движения или правил ношения масок в общественных местах. Аналогично с некоторыми требованиями школы. Я тоже подчиняюсь, потому что сопротивляться себе же дороже.
Такие дела.
#тёмная сторона материнства психология
#тёмная сторона материнства личный опыт
#психология
#родители и дети
#воспитание ребёнка