Найти тему
Катехизис и Катарсис

Что из себя представляла советская танковая бригада?

К весне 1941 г. Красная Армия полностью отказалась от формирований бригадного уровня в танковых войсках. Основным типом соединений автобронетанковых войск стали более мощные танковые дивизии. Однако боевые действия на советско-германском фронте показали неприспособленность таких формирований к существующей ситуации. Тем не менее, в июле месяце ещё не стояло вопроса об их замене, однако именно в этом месяце начинается формирование первой советской танковой бригады за годы войны.

В июле 1941 г. советские автобронетанковые войска проходили процесс адаптации к новой ситуации на фронте. В начале месяца было решено расформировать управления мехкорпусов, а танковые дивизии сделать отдельными. Тогда же было начато создание новых дивизий (100 – 112 тд) по новым, совершенно другим, штатам. Уже наметился процесс сокращения танковой составляющей: вместо 375 танков, в новой дивизии их было 215. Тем не менее, в июле никто от дивизий отказываться не собирался.

В июле 1941 г., народный комиссар среднего машиностроения Малышев выдвинул Государственному комитету обороны предложение о формировании особой танковой части (танкового полка). Утверждалось, что полк будет лучшей частью армии: будет комплектоваться добровольцами, необходимая матчасть будет произведена сверх плана. Комитет обороны одобрил это предложение с единственной корректировкой – формировался не полк, а бригада.

Уже 14-го июля было издано постановление ГКО, которое санкционировало формирование бригады. Ей присваивался номер № 63. К постановлению прилагались и основные численные показатели бригады. На тот момент, штат бригады, видимо, номера ещё не имел. Далее же, формирование бригады проходило по штату № 010/53 особой танковой бригады НКСМ.

Оригинал штата нам увидеть ещё не удалось, поэтому реконструкция внутренней организации бригады проводилась на основе косвенных сведений, в т.ч. и из приложения к постановлению ГКО.

Структура

Основу боевой мощи бригады составляло три танковых батальона: один тяжёлый и два средних.

Тяжёлый танковый батальон, по всей видимости, состоял из двух рот, в каждой по 10 КВ. Вполне возможен вариант с тремя ротами по 7 машин, но проверить это пока невозможно. Всего в батальоне, тем не менее, 21 танк КВ-1.

 Структура батальона тяжёлых танков особой танковой бригады им. НКСМ.
Структура батальона тяжёлых танков особой танковой бригады им. НКСМ.

Средние танковые батальоны должны были быть организованы в три роты по 10 Т-34 каждая (всего 31 танк в батальоне).

 Структура батальона средних танков особой танковой бригады им. НКСМ
Структура батальона средних танков особой танковой бригады им. НКСМ

Ещё в июльских штатах танковой дивизии начался проявляться противотанковый характер орструктуры новых соединений. Иными словами, одной из основных задач подвижных соединений, по всей видимости, предполагали борьбу с танковыми ударами противника. В т.ч. поэтому, в танковой бригаде НКСМ не было артиллерии дальнего действия, зато должен был быть свой противотанковый дивизион. Причём не абы какой: предполагалось укомплектовать его танками-истребителями Т-34 с 57-мм пушкой – машинами, ныне в основном известными как Т-34/57.

 Танк-истребитель Т-34 с 57-мм пушкой ЗиС-4.
Танк-истребитель Т-34 с 57-мм пушкой ЗиС-4.

Данное суждение высказано не просто так. Несмотря на то, то в штатах отсутствует конкретный индекс, указанная выше формулировка позволяет сделать вывод именно о «Т-34/57». На момент начала войны Т-34 с 57-мм пушкой как раз проходил испытания. Других проектов истребителей на базе тридцатьчетвёрки, ещё и с 57-мм орудием, насколько известно, на тот момент ещё не было. В то же время, эти танки как раз и производились ориентировочно летом 1941 г.

Всего в дивизионе предполагалось иметь 12 машин (видимо, три батареи по четыре «самоходки»). Вполне возможно, что имелся и командирский Т-34: это вполне вероятно, если попробовать распределить все Т-34 бригады по подразделениям. Однако, опять же, для 100% гарантии нужно будет найти и изучить оригинал штата.

 Предположительная структура дивизиона ПТО особой танковой бригады им. НКСМ.
Предположительная структура дивизиона ПТО особой танковой бригады им. НКСМ.

Противовоздушную оборону бригаде должен был обеспечивать трёхбатарейный зенитный дивизион. Он также предполагался непростым: комплектовать его полагалось двенадцатью самоходными 37-мм пушками 61-К на базе грузовика ЗиС-32.

 ЗиС-32 — полноприводный (4х4) вариант грузовика ЗиС-5.
ЗиС-32 — полноприводный (4х4) вариант грузовика ЗиС-5.

На тот момент, кроме установок ЗПУ М-4 на шасси грузовиков, серийных ЗСУ Красная Армия не имела. Грузовик ЗиС-32 (полноприводный вариант ЗиС-5) ещё только-только осваивался в производстве. Здесь же, видимо, предполагалось в ускоренном порядке собрать ЗСУ на базе наиболее проходимой (и вероятной в пр-ве) машины.

Предположительная структура зенитного дивизиона особой танковой бригады им. НКСМ.
Предположительная структура зенитного дивизиона особой танковой бригады им. НКСМ.

Рота управления обеспечивала функционирование бригады. Скорее всего, в её составе в основном были связные подразделения. Судя по всему, в ней присутствовал как минимум один КВ для командира бригады, передвижные радиостанции (всего на бригаду полагалось 15 радиостанций, из них 4 5-АК и 11 РБ — часть из них точно была в роте управления), мотоциклы и бронеавтомобили как подвижные средства связи.

Бригада должна была иметь и своё средство разведки – мотоциклетную роту. Об её организации сложно говорить однозначно: известно только количество ручных пулемётов по бригаде (34 шт.), вследствие чего, видимо, в роте было от 9 до 24 пулемётов (три взвода по 3-4 отделения, в каждом по 1-2 пулемёта). известно наличие в бригаде 10 станковых пулемётов: вследствие этого предполагаем наличие в мотоциклетной роте пулемётного взвода из четырёх стволов (аналогично мотоциклетному полку штата № 010/31). Вполне вероятно наличие в ней и бронеавтомобилей, однако это лишь догадка.

К слову, о бронеавтомобилях. По известным документам, всего в бригаде предполагалось иметь 16 бронемашин. С виду, число могло бы означать бронероту с тремя взводами по пять машин каждый. Вот только никакой информации о подобной роте в составе бригады просто нет. Видимо, броневики дробились более мелко и имелись в подчинении других подразделений – как для разведки, так и для связи. За возможным примером не нужно ходить далеко – отдельный танковый батальон КВ штата № 010/54 имел в составе броневзвод из трёх БА-20. Поэтому, вероятно, броневики понемногу были в каждом подразделении – и в роте управления (отделение или взвод подвижных средств связи), в танковых батальонах; возможно что и в противотанковом дивизионе. Опять же, однозначно тут ничего сказать нельзя.

В 63-ей танковой бригаде же, по планам, броневиками должны были быть ни БА-20, ни даже БА-10. В приложении к приказу № 331сс НКСМ, броневики значатся как ГАЗ-62 – более известные как ЛБ-62.

-7

ЛБ-62 (будущий БА-30) на зимних испытаниях. Фото из коллекции Юрия Пашолока.

Про подразделения обеспечения неизвестно вообще ничего. Что можно сказать точно – так то, что бригада имела большое количество автотранспорта. Всего в бригаде по штату было 276 автомашин. Из них 32 были бензоцистернами, 10 — ремонтными летучками (7 типа «А» и 3 типа «Б»). Имелся 171 грузовик ЗиС-5 (в роли транспорта для боеприпасов, продовольствия и проч.), 4 санитарные машины и спец.машины (дез.камеры, подвижные зарядные станции и так далее). В штате были тягачи: 6 «Ворошиловцев» и 6 С-2 «Сталинец».

Интересен и набор лёгких автомашин: среди них числились два ГАЗ-61, 5 «легковых», три автомобиля «Пикап» (так в постановлении) и десять «Пигмеев». Набор солидный. Было бы интересно увидеть их распределение в структуре бригады.

 Структура 63 тбр им. НКСМ по штату № 010/53
Структура 63 тбр им. НКСМ по штату № 010/53

Всего в бригаде по штату № 010/53 имелось 1483 человека, 85 танков (из них 22 тяжёлых и 63 средних), 16 бронеавтомобилей, 12 самоходных противотанковых орудий, 12 ЗСУ, 34 ручных пулемёта, 10 станковых пулемётов, 3 комплексных зенитных пулемёта, 56 мотоциклов (49 с/к, 7 б/к), 276 автомобилей, 12 тягачей.

Особая бригада по числу новой техники была даже более оснащённой, нежели существующие части. Так, в танковой дивизии по штатам июля 1941 г. полагалось иметь лишь 62 машины новых типов из 215 (20 КВ и 42 Т-34). Остальными машинами были старые Т-26 и БТ. В бригаде же, танков нового типа было даже больше, чем в дивизии (85 единиц), при полном отсутствии машин старых типов. Бригада должна была быть обеспечена самоходными зенитками, оснащена первыми противотанковыми «самоходками». Вероятно, она бы самой первой получила новые серийные БА-30. Единственное, что не совсем обычно, так это отсутствие в бригаде мотопехоты. Это можно обьяснить тем, что изначально к формированию имелся в виду полк, в котором своей пехоты не предусматривалось. Плюс могла сказаться специфика формирования: комплектовать бригаду должны были добровольцами-специалистами Наркомата среднего машиностроения.

Однако, как известно, летом 1941 года обстановка на фронте менялась очень динамично – буквально день ото дня. Если в начале июля армия ещё могла рассчитывать на более активный поток новых танков и внедрение в серию новых броневиков и автомашин, то уже к началу августа, по всей видимости, появилось понимание неосуществимости этих планов. Вдобавок, учитывая, что бригада должна была быть создана из техники, произведённой сверх плана, с её формированием, похоже, были большие проблемы.

В результате, 29 августа 1941 г. был подписан приказ НКСМ № 491сс. В нём, со ссылкой на Наркомат обороны, предполагалось разделение 63 тбр на две новые – 121 и 122 тбр. Формировались они уже по совсем другим, общим для армии, штатам.

«Неподьёмность» в плане комплектования особой танковой бригады можно видеть и в разрезе данного решения. Так, если по штату № 010/53 в бригаде было 85 танков новых типов, то по штатам августа 1941 г. – всего 27.

Подводя итог, нужно сказать, что 63 особая танковая бригада имени Народного комиссариата среднего машиностроения должна была стать действительно лучшей частью армии на тот период. Укомплектованная добровольцами и лучшей материальной частью, она могла стать «ударным кулаком» армии на опасных направлениях – конечно же, будь она сформирована в первозданном виде. Однако это было бы возможно лишь в том случае, если бы продвижение Вермахта вглубь страны сильно замедлилось, со всеми вытекающими последствиями. Но тогда бы и РККА осени 1941 г., скорее всего, выглядела бы совсем по-другому.

В итоге же, вышло так, что новая техника, которую должна была получить бригада, так себя практически и не проявила. Т-34 с 57-мм пушкой пошли в части на «вакансии» обычных средних танков и в основном были потеряны осенью 1941 г.; ЗиС-32 был произведён лишь небольшой серией, а после снятия с линий в производстве так и не был восстановлен (хотя в середине войны имелись планы на это), ЗСУ на его базе, возможно, даже в металле не появилась. БА-30 же и в малую серию не смог. Это не говоря о Т-34 и КВ, с доступностью которых ещё как минимум полгода были проблемы.

Созданные же на базе особой бригады 121 и 122 тбр прошли всю войну. 122 тбр же, в конце войны, стала тяжёлой танковой, полностью оснащённой танками ИС-2.

Подготовлено проектом «Штатный список» - https://vk.com/shtat_spisok

Страница автора — https://vk.com/kazarez_a1