В Костромском филиале Центра Грабаря завершилась реставрация лампы с фигурой богини победы под абажуром, принадлежавшей актрисе А.А. Яблочкиной. В Центр предмет поступил из Мемориальный музей-заповедник Островского Щелыково⠀
Александра Александровна Яблочкина – одна из тех актрис, которую без сомнения можно назвать актрисой театра А.Н. Островского. Творческий путь А.А. Яблочкиной, ее общественная деятельность, вся ее жизнь неразрывно связана с Малым театром. С сентября 1888 года она становится актрисой этого театра, переиграв здесь в общей сложности около 400 ролей, из них 23 роли в пьесах А.Н. Островского. ⠀
Долгие годы лампа хранилась в фондах музея в коробке в разобранном состоянии, крепёжные элементы отсутствовали. Музейный предмет представлял собой переделанную из канделябра электрическую настольную лампу. И, поскольку отсутствовали крепёжные элементы для монтажа и внешний провод, возникли сложности с представлением о целостности предмета. ⠀
Сотрудниками музея-заповедника были предоставлены фотографии лампы в кабинете актрисы, что позволило установить порядок сборки переделанного канделябра, были определены недостающие крепёжные элементы. ⠀
С памятником работали художники-реставраторы металла и ткани Андрей Юрьевич Лебедев и Вера Евгеньевна Волкова. Перед началом реставрационных работ Андреем Юрьевичем были найдены и изучены аналоги канделябров с крылатой богиней победы, архивные фотографии кабинета актрисы А.А. Яблочкиной. Затем Андрей Юрьевич выполнил восполнение утрат по аналогии (изготовление стальных шпилек, шайб, гаек крепления фигуры богини победы и элементов постамента к мраморному основанию), устранение деформации и пайка стального каркаса абажура, удаление загрязнений и продуктов коррозии, тонирование, консервация, монтаж конструкции лампы, в том числе её электрической части с заменой ветхих проводов на современный ретро-провод. ⠀
Верой Евгеньевной Волковой была проведена очистка бахромы и декоративной тесьмы абажура лампы с последующим устранением деформации. Ткань абажура и оплётки металлического каркаса, находившаяся в руинированном состоянии при поступлении на реставрацию, была заменена на новую по согласованию с музеем. ⠀
После реставрации лампа приобрела экспозиционный вид, а также, благодаря установке специального ретро-провода, была восстановлена функциональность предмета.