«Понимаешь, «Дюну» надо обязательно послушать, это же основополагающая книга для всей современной фантастики», – объяснял мне молодой учёный-физик. «Ну и к тому же новый фильм выходит на экраны, это ещё один повод послушать», – подумала я. А приступив к аудиокниге, обнаружила к тому же неоспоримое достоинство: великолепное чтение актёра Сергея Чонишвили.
Несмотря на то, что роман «Дюна» был написан американцем Фрэнком Гербертом более полувека назад, он абсолютно актуален. Автор гениально уловил (и отразил в сюжете) тренды развития человечества: социальная справедливость, забота об экологии, манипуляции сознанием, интеграция европейских и арабских традиций… Пожалуй, только освоение других планет и дефицит воды пока не столь сильно отзываются в душе.
Вкратце для тех, кто не знаком с содержанием «Дюны»: 18-летний аристократ Пол Атрейдес вместе с отцом-герцогом и матерью вынужден отправиться на засушливую планету Арракис, но враги семьи преследует их и убивают отца, Пол скрывается среди местных жителей-фрименов, возглавляет их борьбу против угнетателей и добивается победы добра над злом. «Дюна» особенно нравится молодым мужчинам, которые ассоциируют себя с благородным, умным и одарённым сверхспособностями Полом Атрейдесом. Но и любому другому читателю не избежать полного погружения в фантастический мир песчаного Арракиса и катарсиса от переживаний за судьбу Пола (проверено на себе).
#Дюна идеально подходит не только для экранизации, но и для аудиокниги. Знаете, почему? У речи её героев – яркие звуковые характеристики: голос отца-герцога «гудит строго и повелительно», голос ясновидящей «как волны прилива», Пол в гневе «бешено взревел» и ещё много всякого. У разных персонажей то шелковый голос, то суховатый как пустыня, то грохочущий – богатейшая палитра для проявления дикторских талантов.
Актёр Сергей Чонишвили безупречно прочитал текст со всеми его нюансами. Больше всего меня восхитило, как он озвучил речь фрименского вожака Стилгара: будто его горло действительно высушено пустыней (ну или его слегка придушили). Уж не знаю, что актёр проделывал со своими связками для такого эффекта, но очень впечатляет. Как, впрочем, впечатляют и другие нестандартные звуки, которые пришлось изображать по ходу сюжета: романтические баллады сурового воина Гарни Холлека, или ритуальные выкрики фрименов, или удары колотушки, которая приманивает гигантских песчаных червей. Ну вот как не заржать у микрофона, произнося «тук-тук-тук-тук-тук», когда идёт речь об этой самой колотушке? Между тем, в словах актёра нет и тени иронии, а только присущие моменту напряжение и серьезность. Жизнь на Арракисе опасная, расслабляться нельзя, воды не хватает, да и убить могут в любую минуту, причём не только ножом или ядом, но даже кодовым словом. Тут не до шуток, суровое и волевое выражение лица вам обеспечено.
P.S.: И еще о том, как фантастика становится реальностью. Актриса Юлия Пересильд отправляется сегодня на космическую станцию, чтобы снимать первое в мире кино в невесомости. Это же не шутка?!? Может, через несколько лет мы как в «Дюне» будем летать на космических лайнерах по всей галактике?
#аудиокниги #книги #актеры #фантастика #кино