Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, руководитель программы Шаг развития школы
На протяжении сотен лет большая часть потребностей человека обеспечивалась семьей и общиной. Семья заменяла институты и связи, функции которых в современном мире берет на себя государство: пенсионный фонд, банк, систему здравоохранения и образования. Если ресурсов семьи не хватало – подключалась община. Именно фантомные боли по исчезнувшей общине до сих пор теплят в нас надежду воссоздать ее в виде сообществ.
Локальные сообщества, в которые погружена школа, состоят из внешних по отношению к ней структур – муниципальных форумов, городских парков, муниципальных центров, районных администраций, центров культуры и досуга и так далее. На уровне школ локальные сообщества взаимодействуют с управленческой командой школы, родителями, учителями, учениками и выпускниками.
Зачем школе искать партнерства и точки взаимодействия с сообществом? Дело в том, что решение проблем академической успеваемости, эмоционального благополучия и успешности учащихся требуют ресурсов, выходящих далеко за рамки школы и возможностей большинства семей учеников. Как раз здесь в периметре партнеров школы появляются сообщества.
Школа и локальные сообщества
В наиболее простом понимании сообщество – это множество людей, общающихся между собой. Более прицельно, это группа людей со схожими характеристиками и ценностями: общими интересами, целями, потребностями, общим языковым или иным культурным контекстом.
Создание партнерств между школой и локальным сообществом способствует созданию более сложной, отзывчивой и благоприятной среды обучения для детей. А также строит каркас для налаживания диалога с государством, гражданским обществом и бизнес-сектором.
Школа и сообщества взаимодействуют, но уровни и успешность связей отличаются. Дэвид Аззелл классифицирует отношения между школой и сообществами по уровням сотрудничества и типам проникновения. Аззелл выделяет 4 типа партнерств, представленных на рисунке. Последний тип партнерства (школа как социальный агент) основывается на модели диалога, ориентации школы на академическую успеваемость, поддерживающей роли директора и открытости школы.
Аззелл подводит нас к мысли о том, что единственной выигрышной стратегией для школы является ставка на открытость. Школа по сути является жизнью в миниатюре. В своей модели она предзадает сценарии картин мира, которые ждут ученика за стенами школы. Именно поэтому школа не может оставаться в вакууме, ведь жизнь так не устроена. Будущий выпускник должен будет взаимодействовать с сообществом, с государством, с работодателями.
Типология партнерств
Возможно, самой популярной типологией партнерств между школой, семьями учащихся и сообществами является «Концепция шести типов участия» Джойс Эпштейн. Она основывается на идее о перекрывающихся сферах влияния, в противовес видению школы и семей учащихся как герметичных, не взаимодействующих сфер.
Школы как семьи создают семейные условия обучения. Такие школы признают индивидуальность каждого ребенка. Семьи как школы признают, что ребенок также является учеником, придают большое значение школе, домашним заданиям, вовлечены в образование своих детей. Сообщества как школы создают возможности, мероприятия и программы, которые укрепляют, признают и вознаграждают учащихся за прогресс, творческий подход и достижения. Сообщества как семьи создают условия, услуги и мероприятия, помогающие семьям поддерживать детей.
Концепция Эпштейн обеспечивает представление о сложной социальной и организационной динамике. Интересно, что Эпштейн рассматривает школу, семьи и сообщества через партнерство: каждый примеряет на себя роль другого. Здесь важен именно взгляд на себя из позиции другого, он дает возможность для осмысления замысла и модели школы. Например, взгляд на школу как на семью дал начало целому движению школ, которые в своей модели «имитируют» семейный климат, ценности, устои. Взгляд на школу как сообщество стал плацдармом для подхода к преподаванию и обучению, который строится на активном участии в значимых активностях в сообществе. Такие школы в свой модели делают акцент на образ выпускника как активного члена сообщества.
Семьи учеников
Родитель воспринимается как вечно тревожное существо, переживающее за свое чадо. Он действует в эмоциональном поле. Но если уйти от эмоций, кто он относительно образовательного процесса ребенка? Что с ним делать, как его применить и зачем?
Если взглянуть на роль семей в образовании детей с исторической перспективы, то притязания родителей на участие в образовательном процессе становятся чуть более понятны. Долгое время уход за ребенком, воспитание и, если повезет, образование были прерогативой семьи и общины. Но постепенно роли, выполняемые общиной, перешли совершенно незнакомым чиновникам, социальным работникам, госслужащим и учителям. Изначально семьи и общины не очень обрадовались таким ролевым играм, потребовалось время на «передачу полномочий».
Ныне родительская власть ничтожна. В современном обществе родители обязаны обучать детей в школах. Над детьми нельзя совершать эмоциональное или физическое насилие, государство накажет родителей, которые будут выпадать из норм социально приемлемого поведения. Однако в масштабе всей человеческой истории это время наступило не так давно. Практически «вчера» семьи распоряжались детьми как собственностью: их могли убивать новорожденными, отдавать в подмастерья, продавать в рабство, сватать, выдавать дочерей замуж за стариков. Потому так интуитивно легко воспроизводятся собственнические архетипы родительского участия в жизни ребенка.
Если подумать, то в историческом контексте мысль о праве ребенка на самоопределение, выборе своей образовательной траектории и построении своего пути является таким же новшеством в родительстве, как смартфоны или Zoom в общении: мы только-только перестали их бояться и становимся продвинутыми пользователями.
Есть два общих подхода к вовлечению семей в школу и в обучение детей. Один подход подчеркивает конфликт и рассматривает школу как поле битвы. Условия и отношения в такой среде гарантируют борьбу за власть и дисгармонию. Другой подход подчеркивает партнерство и рассматривает школу как родной уголок. Условия и отношения в такой среде поощряют разделение власти и взаимоуважение, а также позволяют направлять энергию на деятельность, способствующую обучению и развитию учащихся. Даже когда бушуют конфликты, мир рано или поздно должен быть восстановлен, партнеры в обучении детей должны работать вместе.
Взаимодействие с семьей на партнерских началах в векторе сотрудничества – это простая и краеугольная мысль в коммуникации семьи и школы, лишенная бесконечных явных или латентных обвинений и перебрасывания ответственности.
Принципы построения партнерств с семьями
Успешные партнерские отношения школы и семьи основываются на принципах демократического сотрудничества и социальной справедливости.
Демократическое сотрудничество означает, что школа, учащиеся, семья и общественные партнеры совместно участвуют в процессе принятия решений, разделяют ответственность за результаты этих решений, обладают совместным видением и целями. В школах обычно заглушают голоса учеников и семей, а программы и мероприятия собираются для них, а не вместе с ними.
Социальная справедливость фокусируется на расширении доступа семей к ресурсам, информации, навыкам и знаниям в других условиях им недоступных. Например, специализированные классы, здравоохранение, насыщенная и разнообразная учебная среда, карьерная навигация.
Наиболее эффективные партнерские отношения – это те, которые оказывают наибольшее положительное влияние на социальное, эмоциональное, когнитивное и образовательное развитие и благополучие учащегося. Такие партнерства признают, что школа, семья и сообщество не действуют независимо друг от друга, а взаимно усиливают или разрушают друг друга. Семьи, сообщества и школы становятся партнерами, когда разделяют убеждение, что обучение своих детей – это их общая ответственность.
#школьное образование #образование #общество #ракурсsedec
Больше информации о Центре трансформации образования Сколково и образовательных программах можно узнать по ссылке.