Венеция в средние века была полна частных верфей, на которых собирались лодки и корабли.
Верфи были известны как «сквери». Они использовались для строительства, обслуживания и укрытия как парусных, так и гребных судов.
Начиная с XII века, Сенат Венецианской республики решил создать государственную эскадру. Так родился Арсенал - сердце венецианского флота, в котором с полной самоотдачей выполнялись все виды работ, связанные с флотом.
Арсенал был организован как современный завод с компоновкой сборочной линии, в которой каждое подразделение работало независимо и с жесткой организацией, обеспечивающей эффективность верфи. В периоды наибольшего расцветаздесь работало непомерное количество рабочих, от 1000 до 3000.
В эти годы были спроектированы новые модели кораблей, такие как бриг, галеон, и бастардская галера, усовершенствовалось вооружение с добавлением огнестрельного оружия.
Именно во время битвы при Лепанто, одного из самых известных и кровопролитных морских сражений в истории, дебютировала галера, корабль, намного больший, чем другие, и вооруженный многочисленными артиллерийскими подразделениями. В последующие годы дебютировали галеон и фрагат.
Была сформирована «Армата Гросса», в которую вошли совершенно новые корабли и военные корабли, взятые в плен, доставленные домой для проведения ремонтных работ.