Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь исторического обзора на канале. Данные обзоры, в связи с тем, что основная тематика «Интересной фантастики» несколько другая, носят легкий, познавательный характер для разбавления контента. Как выразился один из комментаторов такого обзора, - «лайт – версия исторического обзора» (спасибо Вам уважаемый Артем за меткую характеристику).
Первоначально я планировал на сегодняшний день материал по истории Галице-Волынского княжества начала 13 века. Хитросплетения борьбы феодалов за Галичину, схлестнувшиеся: черниговская ветвь Рюриковичей, поляки и венгры, малолетний князь Данила Галицкий, боярские кланы Галича, - все это крайне любопытно. Писать про это интересно, как интересны были бы и комментарии читателей. Но все же решил заменить его другим материалом. Причиной такого поворота стала новость, прочтенная мной в сети: кто-то там из дома Романовых играет свадьбу с приглашением деятелей шоубиза и прочих публичных людей. А еще почему-то вспомнилось, как современные креативные телевизионные умельцы показывают обычных людей в ситкомах, вроде «Ольга», «Реальные пацаны» и т.п. Такие сумбурные ассоциации, возникшие в органе, ответственном за ношение головного убора, привели к написанию этого материала. Разборки южных феодалов подождут, напишу-ка я о простом народе. И пусть эта статья не будет сильно популярной по просмотрам и дочитываниям. Не важно.
Что такое русская жизнь в средние века? Это труд на земле. Выращивание хлеба насущного для собственного пропитания и пропитания надстройки феодального государства: князей и бояр, церкви и дворца (под последним имеется в виду подати казну княжества). Были в то время и посадские люди – горожане, бояре и дружинники, духовенство, люди торговые – купецкие и др. Но даже все вместе, они составляли малую часть населения Руси. Поэтому далее речь пойдет о земледельцах. Оставлю за бортом крестьянство Западной Руси – Великого Княжества Литовского. Отдельный разговор. Сосредоточимся на Руси Северо-Западной и Северо-Восточной, соединенной в конце 15 века в единое Русское государство Великим князем Иваном III.
Главная особенность земледелия на Руси тех лет, бедность почвы и сложность обработки. Не обладая черноземными землями, русские люди были вынуждены осваивать лесные просторы Русской равнины. Еще с ранних веков славянской колонизации волго-окского междуречья, славяне возделывали землю методом подсечно-огневого земледелия. Он заключался в обработке основания ствола дерева и его корней (подсекание), а через какое-то время, когда лес на участке высохнет, его сжигание. При этом, зола являлась естественным удобрением, а нагревание почвы приводило к ее разрыхлению, вследствие чего, меньше времени уделялось подготовительной к посевной. В течении нескольких лет земледельцы собирали достаточно неплохой урожай. Затем наступало снижение урожайности. На следующем этапе люди бросали пашню, оставляя ее во власти леса, или как место выпаса скота, и переходили на следующий участок, где повторялась та же процедура. Я не буду расписывать все тонкости подсечно-огневого земледелия и все версии ученых историков, историков сельского хозяйства. Важнее здесь просто упомянуть общий принцип.
Такой метод требовал мобильности людей. Нужно было быть готовым переселится на новое место и корчевать лес. А поскольку, хоть и с удобрением от сожжённого леса, земля все равно оставалась достаточно бедной, на одного человека требовалось достаточно большой участок. То есть, в глубины лесов проникали люди и основывали небольшие деревни в один – два двора, которые занимались обработкой участка леса и превращением его в пашни.
Это подтверждается Новгородскими писцовыми книгами конца девяностых годов пятнадцатого века. Данные книги были составлены московскими дьяками после ликвидации Новгородской республики и включения ее в состав Московского великого княжества, ну или единого Русского государства. Московские писцы методично и скрупулёзно описывали землевладение всех форм. Это и земли, и трудившиеся на них крестьяне, принадлежавшие боярам, купцам, монастырям и т.п., свободные землевладельческие общины и единичные хозяйства. Интересно, что составители Новгородских писцовых книг фиксируют многие сотни и тысячи мельчайших населенных пунктов из одного - двух дворов на территории всех пятин (областей) Новгородчины. Можно предположить, что и на территории Северо-Восточной Руси, в ее лесных областях, было тоже самое.
Десятки и сотни тысяч средневековых русичей жили в глухих лесах, предоставленные сами себе и немногочисленным соседям (если они были). Это к вопросу о понимании жизни предков.
Можно также сделать предположение, почему Южная Русь жестоко пострадала от нашествия монголо-татар, а Русь Северо-Восточная хоть и была разорена, но стала медленно восстанавливаться. И там, и там, монголы разрушили города и крупные селения. Только вот на территории лесных дебрей Залесской Руси существовали сотни и тысячи маленьких хуторков, о наличии которых не знали не только завоеватели, но и собственные князья и бояре. Потому как начали они описывать подвластные земли намного позже. Чрез сто-двести лет.
Отсюда вытекает и феномен жесткого крепостного права, столь долго существовавшего на Руси-России. Огромное количество неплодородной земли и небольшое количество тех, кто ее может обработать, требовали механизма удержания. Земли становилось все больше, государство расширялось на запад (Новгородчина), восток – Урал, юг – черноземные лесостепные и степные районы. Процесс увеличения населения не поспевал за ростом государства. Но до окончательного закрепощения русского народа была еще далеко. Пословица «вот тебе бабка и Юрьев день» была еще не придумана.
Кроме бескрайних лесных просторов Залесской Руси, на северо-востоке находится Ополье – холмистая безлесая равнина на территории современной Владимирской, Ярославской, Ивановской областей.Здесь располагались многие домонгольские городские центры Залесья: Суздаль, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир и др. Именно эта область стала центром земледелия. Земли ополья лучше подходят для крестьянского труда, чем дерново-подзолистые почвы лесных зон. На этих землях стало развиваться переложное земледелие (двуполье и триполье), боярское и княжеское землевладение.
Здесь возникают центры Руси, из которых в дальнейшем разовьется Россия. Однако монгольское нашествие и дальнейшие набеги из Орды сильно подточили хозяйствование ополья. Люди уходили в лесные, более труднодоступные земли. Одна из причин возвышения городов лесистой местности (Москвы, Твери и т.п.) кроется в уходе туда населения. Вспомним, например, Сергия Радонежского, основавшего в глухих лесах монастыри и т.п.
Князья новых центров с удовольствием принимают поселенцев, выделяя им землю. Не только из старых центров Владимиро-Суздальщины, но и с далекого юга – Южной Руси, Рязанской земли и других территорий, откуда люди шли в леса, спасаясь от постоянных набегов степняков.
Мне кажется, в это время и сформировались несколько важных черт национального характера нашего народа. Во-первых, это бесстрашие. Не в том плане, что другие народы были трусоватыми, а русские такими смелыми. Отнюдь. Просто жизнь сызмальства в условиях малых коллективов, сурового климата, бедной почвы и т.п. приучала к здоровой доле авантюризма и бесшабашности.
Казалось бы, а разве только русские сводили леса на пашню? Конечно нет. Но у русских это дело накладывается еще на постоянно расширяющуюся территорию. Князю (царю) и верхнему классу позарез нужна была рабочая сила, не только для обычных феодальных войн, но и для выплаты постоянной дани Орде, а затем для борьбы за контроль над огромными пространствами Евразии. В этих условиях, феодальное государство предпринимало все больше и больше усилий для прикрепления крестьян к земле. И не только силовыми методами, были и «плюшки» для старожилов.
Есть новые земли, значит всегда найдутся и те, кто променяет спокойную жизнь под князьями и боярами, на суровую природу Севера или Сибири, или опасную жизнь на Дону, Медведице и Хопре, где набег крымцев, ногайцев и т.п. обычное дело. Процесс этот завершился на севере Калифорнии, когда русские основали форт Росс и южной точке Приморья на границе с Кореей. Русские находились в движении всю свою историю.
Такие вот условия формирования русской государственности и великорусской народности: нужды государства, суровый климат и расширяющиеся пространства, оказали значительное влияние на менталитет и характер русского этноса (народа).
Друзья, хотел я в рамках этого обзора поговорить еще о юридическом статусе русских землепашцев в 15 – 16 вв., с опорой на Новгородские писцовые книги и иные средневековые документы. Но объем уже достаточно большой. По опыту знаю, что внимание читателя будет рассеиваться, если продолжать текст далее. Так что пусть эта статья останется местечковыми и несколько сумбурными размышлениями одного из блогеров на тему русской истории, а следующий обзор сделаю уже предметным – на стыке истории и истории права.
Продолжение следует...
Ссылки только на исторические обзоры канала публикуются здесь