Нью-Йорк в багровых тонах. Новый криминальный триллер с закрученным сюжетом.
(American Night, 2021, Италия)
Сам я в подобных тонкостях, понятно, не разбираюсь. Но если кино обозвали нео-нуаром даже в аннотации (на IMDb), надо думать, что к этому стильному, хоть уже и не модному поджанру оно и относится.
Хорошо это в случае "Американской ночи" или плохо?
Трудно сказать наверняка. Но, как минимум, что-то нетипичное на фоне нынешнего кинопотока итальянец Алессио Делла Валле всё же снял.
Последний нео-нуар из Италии, который попадался мне на глаза, был сделан у подножия Везувия, в Неаполе, и в целом производил хорошее впечатление - "Счастливое число 5" Игоря Тувери. Так что смысл и интерес ознакомиться с лентой дебютанта Делла Валле тоже имелись, пускай его аристократическая фамилия мне (да и, уверен, остальным 99,9% зрителей) ни о чем не говорила.
Любопытно, что топтать родные Апеннины этот флорентиец не захотел, а замахнулся своим сценарием аж на заморский Нью-Йорк. Снимать который Алессио - этакий хитрец! - поехал, однако, не на далекий и затратный Запад, а на близкий и экономичный Восток - в Болгарию. Поэтому никакой романтики "Огней большого города" и его знаменитых улиц/пейзажей вам тут не светит.
С другой стороны, разве в нуаре и его отпрыске с приставкой "нео" масштабные декорации когда-либо имели значение? Здесь же вроде бы перво-наперво ценятся мрачная атмосфера и стиль, с чем, к счастью, у Делла Валле все в порядке.
Не знаю, есть ли такое выражение "мрачно-красочный", но к "Американской ночи" оно применимо. Ибо яркого разноцветного "неона" на фоне мрака тут много. Как и иной художественной игры света. Что, впрочем, ничуть не напрягает зрение, ведь "дневных" сцен в картине, несмотря на ее название, тоже хватает.
Криминальную историю в эти декорации Алессио тоже вписал своеобразную и "многоходовую". Настолько, что ее пришлось разбивать на три главы, где в каждой выбрасывается по нескольку строго определенных сюжетных карт. Одни из которых объясняют предыдущие режиссерские недомолвки, а другие подкидывают новые вопросы касательно происходящего на экране.
Немного путанно, но в целом интересно.
Впрочем, чересчур сложными головоломками Делла Валле тоже не увлекается. Две ключевые фигуры его сюжета: два героя, весьма непростых и в психологическом, и в социально-бытовом, и в профессиональном плане.
Первый из них - мастер по подделке живописи Каплан (Джонатан Риз Майерс). Мужик решает в кои-то веки легализовать собственные таланты и осуществить мечту всей своей жизни - открыть картинную галерею. Что поневоле заставляет его лезть в долги, а кто может помочь с деньгами мутноватому новичку в этом бизнесе? Знамо, кто: только бывшие подельники.
Ну а где они, там, разумеется, ни о каком разрыве с прошлым не может идти и речи. А без разрыва с криминалом какой из тебя галерейщик из высшего общества?
Да уж, дилемма.
Но у второго нашего героя она ещё хлеще.
Дело в том, что Рубино (Эмиль Хирш) только что унаследовал целую преступную империю своего свежеупокоившегося отца - главы мафиозного клана. Однако, чтобы главы других семей признали новичка равным себе, ему надо избавиться от одной компрометирующей его страсти. А именно: Рубино любил рисовать полотна в абстрактном стиле. Так сильно любил, что аж жить без этого не мог. Из-за чего служил мишенью для насмешек у папы и других махровых гангстеров. А где насмешки, откуда там взяться респекту и уважухе?
Ну а когда интересы двух "не-простачков" Каплана и Рубино пересекутся, там и подавно нью-йоркские неоновые вывески заискрят так, что мало никому не покажется.
***
В общем, послевкусие примерно то же, что и от нуаристового "Счастливого числа 5": не шедевр и вряд ли кандидат для пересмотра в будущем, но выглядит симпатично и для однократного удовольствия сойдет.
Вдобавок Делла Валле не чужд иронии и черному юмору, которые тоже добавляют его картине остроты и приятности. Да и Джонатан Риз Майерс с Эмилем Хиршем не упустили случай доказать, что они все-таки неплохие драматические актеры, готовые работать по-взрослому даже в не шибко серьезных лентах.
Короче говоря, если вам вдруг захочется чего-нибудь "такого-этакого" из новых криминальных фильмов, вот вам свеженький образец и такого, и этакого, и ещё пары-тройки художественных достоинств.