Найти тему
Отставной холостяк

Громовы не грянули, пусть «Вызов» прозвучит

Сегодня, 5 октября с космодрома Байконур стартует транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-19». Он доставит на Международную космическую станцию помимо космонавта Антона Шкаплерова, актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко. Их задача – первые в истории мирового кинематографа натурные съёмки. Такого ещё никто никогда не делал. Ну и название у фильма под стать - «Вызов».

Искренне желаю проекту успеха. Немного лишь напрягает пиар-компания вокруг этого события, как будто шампанское открыли ещё накануне свадьбы. Ладно хоть фейерверк не запустили.

-2

С одной стороны правильно – страна должна знать своих героев, с другой, вся эта ситуация вызывает аналогии с другим нашумевшим кинопроектом Первого канала – «Угрюм-река». Там в итоге получилось сродни шекспировкому «Много шума из ничего». Сериал откровенно не оправдал ожиданий зрителя. 

Экранизация романа о Громовых вспоминается ещё и потому, что фронтменом обоих проектов выступает актриса Юлия Пересильд.

-3

Невольно оглянешься и поплюёшь через левое плечо, чтобы недобрые ассоциации остались в категории «показалось». Пусть у нас получится шагнуть в эту реку дважды под названием «Первые в космосе» дважды. Поехали!

Раз уж зашёл разговор о «Угрюм-реке», то приведу и свои впечатления о нём.  

Новое русло «Угрюм-реки» заходило ходуном

Я понимаю, что в одну реку нельзя войти дважды, даже если имя ей Угрюм, но у меня были надежды, что ремейк встанет в один ряд с четырёхсерийным фильмом Ярополка Лапшина 1968 года, признанным одним из самых страстных в советском кинематографе – настоящим эпосом о русской душе. Для этого были основания. Во-первых, меня подкупил подход кинематографистов к делу. Одна география съемок 16-серийной киноэпопеи чего стоила: Минск, Москва, Суздаль, Кинешма, четыре локации в Свердловская области…

Съёмки на Урале. Деревня Каменка.
Съёмки на Урале. Деревня Каменка.

Во-вторых, к отношение к процессу. Доводилось общаться с главным художником уральских локаций, он мне только шесть разных эскизов одного мостика через речку Каменка показывал. Хотя, казалось бы, какая разница, для зрителя, какой мосток мелькнёт в кадре? Опять же команда плотников, возводившая резиденцию Громова на берегу реки Чусовой, это не бригада гастарбайтеров, а прибыла из Ялты - настоящие профессионалы, работающие не только в России, но и во Франции, Америке… 

Резиденция Громовых на реке Чусовой
Резиденция Громовых на реке Чусовой

Ну и в-третьих, актёрский ансамбль, всех перечислять не стоит, но даже в эпизодах мелькают вполне узнаваемые лица, да тот же Балуев…

Уподобиться Станиславскому

Не сработало. Может, по отдельности и местами, но в целом нет. При такой раздаче следовало ожидать, выражаясь покерной терминологией, роял флеш ну или на худой случай фулл-хаус, а пришла одна пара, от силы – две. Ав

Автору (слева) довелось принять участие в съёмках в качестве артиста массовки
Автору (слева) довелось принять участие в съёмках в качестве артиста массовки

Про ту же прическу нынешней Анфисы – Юлии Пересильд, как будто она только что из модного салона, а не из сибирской деревни конца 19-го века, судачат во всех маршрутках. Но коротко скажу. Неприятия начались с первой серии. Подумал, неуглядели, ну или позволили себе недочёт. Куда без такого в большом деле? Но потом понял, что позволить себе недочёт, это не тактика съёмочной группы, а стратегия.

Пообщаться с Петром Громовым-Балуевым довелось и между съёмками
Пообщаться с Петром Громовым-Балуевым довелось и между съёмками

Прозрел после сцены, где Пётр Громов выкапывает клад отца. Он извлекает из большой, как могила, ямы какой-то огромный причудливый ларец, больше подходящий для декораций «Пиратов Карибского моря»! Это, видимо, чтобы зритель проникся. Но правды жизни в этом нет. Вот у Лапшина, это прирытый неглубоко чугунок – так ведь разбойники и обустраивались схроны. А тут хотелось сказать: «Не верю!». Впрочем, уподобиться Станиславскому хотелось то и дело.

Шашни в стиле «Санта-Брабары»

И причины этому не только в недоработке деталей. Они глубже. Юрий Мороз в само начале говорил, что в основе и романа и прежней картины Свердловской киностудии лежит тема классовой борьбы, которая сегодня неактуальна, и он намерен акцентировать мелодраматическую и мистическую линии.

-8

Но у Шишкова да и Лапшина именно этот аспект и был основным – что обратной стороной деловитости и богатства, становится то, что они в корне меняют характер человека: Прохор из идеалиста недоучки-гимназиста, мечтающего построить «город Солнца», превращается в монстра. Вынули этот стержень, ничего не вставив взамен, вот всё и заходило ходуном. Никаким монтажом не выправить. Не наблюдается и никой метаморфозы главного героя – в самом начале фильма в драке пырнул ножом человека и, убегая от полиции, заводит шуры-муры… Всё свелось к шашням в стиле «Санта-Брабары».

От того и игра, по сути, сильных актёров, часто кажется малоубедительной… В этом, опять же, думаю, больше виноват именно сценарий, чем сами исполнители. Тот же, уважаемый мною Александр Балуев играет какого-то жалкого рефлексующего пьянчужку, карикатурно разбрасывающего купюры, как Киса Воробьянинов бараки на Смоленском рынке, в оригинале же там вполне волевой и сильный человек, которого сын боялся даже тогда, тот готовился отойти в мир иной. Балуеву по силам такая роль, но прописали изначально иную.

В связи с этим, вспомнился эпизод интервью с артистом, не вошедший в публикацию. Тогда Александр Николаевич, сказал: «Я думаю, что у Юры (Мороз) сценарий еще в работе, не готов окончательно. Финал не знаешь, что с этим Петром делать, как его судьбу завершить?». Тогда я не придал этим словам большого значения, теперь, как зритель, понимаю, о чём шла речь - заходило ходуном.

Хотя, думается, всё же, у «Угрюм-реки», образца 2021 года будет свой благодарный зритель. И даже рад этому, не смотря на вышесказанное.