Найти в Дзене
Строительный мир

Один топор на троих, бурная река и морозы: как рождался проект "Трассы мужества"

За каждым участком железной дороги, по которой сегодня ежедневно проезжают десятки поездов, скрыта целая история. И, как правило, начинается она не со стука молотков и гула работающей спецтехники. Отдельной трагической главой в летописи проекта стальной магистрали «Абакан-Тайшет», получившей впоследствии имя «Трасса мужества», стоит этап полевых исследований. Один топор на троих Экспедиция в составе трех человек во главе с 37-летним ученым Александром Кошурниковым отправилась по предполагаемому маршруту будущей трассы ровно 79 лет назад, 5 октября 1942 года. В то время шла война, поэтому снаряжение изыскателей оказалось неполным. К примеру, у них был один топор на троих, которым они прорубали себе путь, не говоря уже о двух кружках и ложках, отсутствии медикаментов, палатки и средств связи. Из продовольствия — хлеб с сухарями, перловка, чай и немного масла. А самая поздняя имевшаяся карта датировалась 1909 годом, да и та не отличалась точностью. Им предстояло пройти сотни километров
Оглавление

За каждым участком железной дороги, по которой сегодня ежедневно проезжают десятки поездов, скрыта целая история. И, как правило, начинается она не со стука молотков и гула работающей спецтехники. Отдельной трагической главой в летописи проекта стальной магистрали «Абакан-Тайшет», получившей впоследствии имя «Трасса мужества», стоит этап полевых исследований.

Один топор на троих

Экспедиция в составе трех человек во главе с 37-летним ученым Александром Кошурниковым отправилась по предполагаемому маршруту будущей трассы ровно 79 лет назад, 5 октября 1942 года. В то время шла война, поэтому снаряжение изыскателей оказалось неполным. К примеру, у них был один топор на троих, которым они прорубали себе путь, не говоря уже о двух кружках и ложках, отсутствии медикаментов, палатки и средств связи. Из продовольствия — хлеб с сухарями, перловка, чай и немного масла. А самая поздняя имевшаяся карта датировалась 1909 годом, да и та не отличалась точностью.

© Rubets / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Природа близ села Верхняя Гутара Нижнеудинского района Иркутской области)
© Rubets / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Природа близ села Верхняя Гутара Нижнеудинского района Иркутской области)

Им предстояло пройти сотни километров по труднодоступным местам через горно-таежную местность, принимая вызовы суровой природы. Именно по этой причине еще в 19 столетии строительство железной дороги в этих местах было признано технически невозможным. Вопрос поднимался неоднократно, даже приглашались западные специалисты, но вердикт был неизменным. Некоторые и вовсе приходили в недоумение от подобной идеи.

Роковая задержка

В 1930-е инициатива вновь начала обсуждаться экспертами и властями. Необходимость прокладки стальной магистрали к Транссибу через Саянский хребет была обусловлена актуальностью грузоперевозок между южными районами СССР, Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Магистраль имела и стратегическое значение, ведь по ней можно было бы перебрасывать военные грузы.

© Clay Gilliland / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Нижнеудинск – станция Восточно-Сибирской железной дороги на 4679 километре Транссибирской магистрали)
© Clay Gilliland / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Нижнеудинск – станция Восточно-Сибирской железной дороги на 4679 километре Транссибирской магистрали)

Более того, к 1940-м геологи обнаружили в сибирских горах месторождения железной руды — важного сырья для металлургических предприятий, работающих на нужды фронта. Именно поэтому изыскания решили начать в то время. Хотя идти по столь сложному маршруту в середине осени, когда температура уже опускалась ниже нулевой отметки и начинали замерзать реки, было весьма рискованным мероприятием. К тому же отправиться в экспедицию в сентябре помешала волокита с документами и отсутствие проводника, на что проливает свет 35-страничный дневник, который вел руководитель группы. Но оба вопроса в конечном итоге удалось успешно разрешить. Тем не менее было потеряно больше двух недель.

В путь

Несмотря на возраст, все трое имели за плечами немалый опыт в подобных мероприятиях. Тот же Кошурников к этому моменту успел поучаствовать примерно в двадцати железнодорожных проектах. В рамках новой кампании рассматривалось пять вариантов трассировки. В качестве конечной точки на Транссибирской магистрали предлагались в частности Канск, Тайшет и Нижнеудинск. Инженер был за последнюю станцию, открытую еще в 1899 году. И если при проработке альтернативных маршрутов Кошурников лично не участвовал в экспедициях, лишь осуществляя общее руководство, то в этом случае он решил идти сам.

-3

Группа начала свой путь из небольшого села Верхняя Гутара, находящегося в 150 км к юго-западу от Нижнеудинска. По задумке здесь должна была проходить будущая магистраль. Изначально изыскатели шли с проводником и оленями. Но уже через несколько дней выпал снег, и животным становилось все сложнее отыскивать лишайник, которым они питались. Поэтому проводник вернулся, а инженеры продолжили путь на плотах по порожистой реке Казыр. Кошурников тогда передал короткую записку жене, пообещав вернуться.

От предателей до героев: 35 страниц мужества

Эта героическая тройка прекрасно понимала, что их ждет впереди, но повернуть обратно не могли — во время войны ждать нельзя, а дорога была необходима. Борясь с ненастной погодой и бурными потоками реки, группе удалось примерно за месяц продвинуться более чем на 150 км. К концу октября они остались практически без еды, а сопротивляться морозам при отсутствии теплых вещей, да еще в мокрой одежде было сложно. Часть пути они двигались по берегу, но в основном сплавлялись по воде, которая к началу ноября начала замерзать и покрываться льдом. Идти по суше вынуждали обстоятельства — плоты попросту разбивались на порогах.

© Wikimedia Commons / public domain (Река Казыр в районе села Нижние Куряты)
© Wikimedia Commons / public domain (Река Казыр в районе села Нижние Куряты)

Во время преодоления очередного такого участка самодельная плавучая конструкция ушла под лед. Выбраться удалось лишь Кошурникову, который, несмотря на обстоятельства, 3 ноября, на следующий день после случившегося, несмываемыми чернилами сделал очередную запись в дневнике, поведав миру о произошедшей трагедии и мужественно закончив сообщение словами «Вероятно, сегодня замерзну».

После того как группа не вышла в оговоренную дату к указанному месту, была организована поисковая группа. Но она не дала результатов. Стали поговаривать, что молодые специалисты сбежали из страны, их даже успели окрестить врагами народа. К слову, граница была совсем рядом — Тува тогда не входила в состав СССР.

Но уже менее чем через год после трагедии местный рыбак нашел останки Кошурникова и его дневник, который рассказал не только о героическом подвиге участников группы, но и помог проектировщикам в определении будущего маршрута. Основываясь на подробных записях руководителя экспедиции, было принято решение отказаться от направления «Абакан-Нижнеудинск», отдав предпочтение трассе «Абакан-Тайшет», биография которой и началась с подвига сотрудников новосибирского НИИ Сибтранспроект Александра Кошурникова (37 лет), Алексея Журавлева (29 лет) и Константина Стофато (27 лет).

После очередных изысканий в 1958 году на строительство магистрали прибыли первые комсомольцы. В общей сложности со всей страны съехалось около 35 тыс. юношей и девушек, внесших свой вклад в рождение новой железной дороги, на которой стук колес не умолкает с января 1965-го.

© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Железнодорожная линия Абакан-Тайшет)
© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Железнодорожная линия Абакан-Тайшет)

Для того чтобы проложить стальной путь протяженностью 647 км, возведя при этом более 700 искусственных сооружений, строителям пришлось преодолеть целый ряд трудностей. Но это уже отдельная глава в истории одного из самых масштабных инфраструктурных проектов Сибири прошлого столетия.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

1. Дневник А. М. Кошурникова // Сибирь : Документы, фрагм. Из художеств. произведений, высказывания замечат. людей о прошлом, настоящем и будущем Сибири. — Новосибирск, 1981. — С. 281–286

2. Торосов В. Абакан. М.: Цицеро, 1994. — С. 151-153

3. Корсакова М. И. Маршрут 5-ой категории сложности: (К 60-летию подвига экспедиции А. М. Кошурникова [и К. А. Стофато, А. Д. Журавлева]) // Новосибирский архивный вестник. — 2002. — №10. — С. 98-102

4. Буркин Ю. Подвиг вдали от фронта // За кадры. ТПУ. — 2020. — №2 (3488). — С. 11