Сорок лет назад, 3 октября 1981 года, завершилась семимесячная голодовка членов ИРА в североирландской тюрьме Мэйз. В процессе акции погибло 10 заключённых, а её итогом стала радикализация борьбы националистов за присоединение шести северных графств к республике.
Голодовку начал 1 марта 1981 года ирландский активист Бобби Сэндс в день 5-летней годовщины отмены Special Category Status, признающего за членами ИРА права политических узников. Среди требовании по возвращению «специального статуса» содержались права не носить тюремную униформу и не выполнять тюремную работу. Также заключённые настаивали на свободном общении друг с другом, возможности еженедельного посещения родными или близкими, получения одной посылки и одного письма.
В это время 6 марта умер член нижней палаты британского парламента от североирландского района Фермана и Южный Тирон. В результате состоявшихся выборов вакантное место занял Бобби Сэндс, став самым молодым членом Палаты общин. После этого неприятного казуса в Соединённом Королевстве был принят акт, запрещающий баллотироваться узникам тюрем, чей срок превышает один год.
Консервативное правительство Маргрет Тэтчер не пошло на уступки, расценив голодовку как акт политического терроризма. В результате с мая по август 1981 года в тюрьме умерло десять участников протеста, включая зачинщика Бобби Сэндса. О событиях противостояния заключённых тюремной системе Стив Маккуин снял фильм «Голод» (Hunger, 2008) c Майклом Фассбендером в главной роли. Фильм получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля за лучший дебют.
Голодовка как средство борьбы за восстановлением справедливости известен и в нашей стране. Во времена СССР к ней неоднократно прибегал академик Андрей Сахаров, протестовавший против запрета на выезд за граница и в попытке привлечь внимание демократических стран к политическим репрессиям в стране. Весной текущего года голодовку объявлял Алексей Навальный.
Мировой рекорд по продолжительности голодовки принадлежит индийской правозащитнице Шармиле Иром, «железной Леди из Манипура». Она начала акцию в ноябре 2000 года в знак протеста против «Закона об особых полномочиях вооружённых сил», в рамках которого силовики получали исключительно широкие права на применение оружия, аресты и судебный иммунитет на свои действия. Прекратила голодовку Шармила лишь 9 августа 2016 года. Во время тюремного заключения она подвергалась насильственному кормлению, что запрещено Токийской декларацией ВОЗ от 1975 года. В этом случае власти ссылались на национальный закон, признающий самоубийство преступлением.
Голодовка в Индии имеет глубокие культурные и правовые корни. В деле борьбы с британским правлением к ней не единожды прибегал Ганди. Согласно обычаям, первые следы которых относятся к IV-V векам, с помощью голодовки кредитор может заставить должника вернуть долг. Для этого истец или член его семьи приходит к дому должника и начать голодать. В случае его смерти ответчик юридически считается убийцей и несёт соответствующее наказание.
Крупнейшая акция зафиксирована в XII веке, когда тогдашняя интеллектуальная элита – брахманы со всех концов Кашмира начала голодать против царя Бхикшу с целью вернуть на трон его соперника Суссалы. Известны случаи, когда к голодовке прибегали силовики – кшатрии. Таким способом царские войска не раз добивались увеличения жалования.
Голодовка против царя была способна обратить его внимание даже на незначительные судебные процессы среди его подданных и заставить вмешаться. Например, на тяжбу из-за озера, которую, как казалось истцу, решили не по справедливости. А царь Уччала, правивший Кашмиром в 1101-1111 годах, вообще поклялся, что покончит с собой, если в его стране кто-нибудь умрёт в результате голодовки.
Поразительно, что другое место, где голодовка имеет глубокие исторические корни, - это Ирландия. Считается, что этот культурный и правовой феномен подтверждает происхождение традиций стран, отстоящих друг от друга на тысячи километров, из одного архаичного индоевропейского источника. Эта теория в конце прошлого века подверглась нещадной критике со стороны учёных-антинативистов. Но факт остаётся фактом. Голодовка как ненасильственный способ победить более сильного соперника встречается именно в истории Индии и Ирландии.
Голодать против кого-то, как фиксирует древнеирландская литература, было обычной практикой ещё в дохристианское время. Согласно правилам, истец садился перед дверью дома ответчика и начинал голодать. Ответчик был обязан принять вызов, и начать ответную голодовку. Если человек умирал от голода на пороге дома, то хозяин считался нарушителем закона о гостеприимстве и лишался «цены чести», т.е. его социальный статус мог значительно понизиться вплоть до рабского.
По легенде, св. Патрик с помощью этой юридической процедуры получил от бога право лично судить всех ирландцев на Страшном суде. В ирландском языке есть два слова для обозначения добровольного голодания troscadh и cealachan. Они взаимозаменяемы, но первое определение ещё служит для обозначения христианского поста.
С другой стороны, практика испрашивать у бога чего-либо с помощью пищевой аскезы широко известна в разных культурах по всему миру. В «Деяниях апостолов» рассказывается, что попавшие в бурю путешественники постились, чтобы избежать смерти, причём как христиане, так и язычники. Вероятно, многие современные верующие начинают пост с мыслью о грядущих наградах за него, бонусом к которым станет избавление от целлюлита.