Найти тему
Moustank

Открыл люки и забрался в парадный Т-34 из Лаоса

На новогодние праздники 2019 года границу России пересекли три десятка «тридцатьчетверок». Тогда это событие с восторгом преподносилось прессой как возвращение домой знаменитых боевых машин Великой Отечественной. Вот только загвоздка состояла в том, что прибывшие Т-34-85 советских заводов, дорог и экипажей по факту не видели. Ведь из Юго-Восточной Азии нам передали средние танки послевоенного образца – такие в первой половине 1950-х годов собирали в Чехословакии (тираж составил порядка 3 000 штук) и активно поставляли на экспорт в разные страны.

Попытки замаскировать истинное происхождение «тридцатьчетверок» выглядели неуклюжими. Ведь братья по соцлагерю прекрасно понимали, что спустя пятилетку с падения Рейхстага даже поздние Т-34-85 успели порядком устареть. Поэтому по мере сил постарались модернизировать конструкцию, попутно снабдив лицензионные танки рядом характерных отличий. Скажем, снаружи чехословацкие машины выделяют:

  • затейливые кожухи выпускных патрубков,
  • разъем для связи с экипажем по левому борту у кормового листа,
  • защитное ограждение сдвоенных фар,
  • стык лобовых бронеплит корпуса,
  • достаточно аккуратное литье башни.
С этого ракурса хорошо видны типичные для чехословацких Т-34-85 фигурные кожухи выпускных труб и «нарост» разъема связи с экипажем под левым навесным баком.
С этого ракурса хорошо видны типичные для чехословацких Т-34-85 фигурные кожухи выпускных труб и «нарост» разъема связи с экипажем под левым навесным баком.

Досадно, конечно, что в деле сохранения собственной военной истории мы вынуждены опираться на поставки исторической техники другими государствами. Но уж лучше так, чем никак. И главное – Лаос передал нам отнюдь не хлам. «Реэкспортные» Т-34-85 и без того отличались бодрым ходовым состоянием, а когда отечественные ремонтные предприятия навели марафет, танки вообще стали выглядеть предельно нарядно, словно вчера сошли с конвейера.

-3

Я убедился в этом лично, осмотрев несколько чехословацких машин, которые теперь в составе батальона 13-го танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской дивизии участвуют в военно-исторических реконструкциях, парадах самого высокого ранга (в том числе на Красной площади) и прочих праздничных мероприятиях. Предлагаю и вам заглянуть в легендарные Т-34-85. Снимки сделаны внутри двух разных экземпляров, но сути дела это не меняет – устроены танки из лаосской партии одинаково.

-4

Как известно, в Т-34-85 экипаж увеличили до пяти человек – башня выросла в размерах и стала трехместной: в ней размещаются командир и наводчик (по левому борту), заряжающий (по правому). Попадают эти танкисты в машину через два верхних люка. Последуем их примеру.

-5

Внутри на удивление просторно, не сравнить с ранними «тридцатьчетверками». Даже казенная часть могущественного по тем временам 85-мм орудия С-53 не столь массивна, как того ожидаешь. Заряжающему невысокого роста достаточно места для работы с довольно габаритными снарядами. Диаметр погона башни увеличен с 1420 до 1600 мм, что тоже добавило свободы экипажу.

-6

Так выглядит уютный «закуток» командира и наводчика.

-7

Важное отличие парадных Т-34-85 – доработанная связь. Под боком командира машины разместили радиостанцию Р-123М с блоком питания и переключателем переговорного устройства.

Над головой – башенка с обзором на 360 градусов. Т-34-85 избавили от слепоты прежних моделей с орудием 76,2 мм, где командир вдобавок вынужден был еще и с пушкой обращаться.

-9

Вот так командирская башенка выглядит снаружи.

-10

А так командир видит местность в походном положении при открытом люке (для удобства съемки створка прикрыта).

-11

Любопытный момент: в Лаосе с Т-34-85 почему-то сняли один из вентиляторов боевого отделения. Наши бойцы затруднились назвать причину. Мол, сами удивлены такому странному решению – при стрельбе даже пара крыльчаток не справляется с удалением пороховых газов из башни.

-12

Непосредственно перед командиром машины сидит наводчик. Как видите, сохранились и телескопический прицел ТШ-16, и панорамный прибор наблюдения МК-4. Слева внизу видна закрытая пробкой амбразура для стрельбы из личного оружия.

-13

Два маховика внизу заведуют поворотом башни и подъемом пушки. Покрутил – усилие гуманное, механизмы работают плавно и не заедают. Интересно, что парадный Т-34-85 не потерял возможности вести огонь. Причем спуск ручной – им заведует белая рукоятка справа. Электроспуск не действует, равно как и сервопривод поворота башни, переключатель огня орудие/спаренный пулемет отсутствует.

-14

Под ногами наводчика по левому борту поставили предпусковой жидкостный подогреватель.

-15

В передней части корпуса танка в отделении управления размещаются стрелок (в машинах раннего выпуска он был еще и радистом) и механик-водитель, для которого в лобовом бронелисте корпуса вырезан массивный люк. В него-то, как в заведомо слабый элемент защиты, обычно и целились немецкие артиллеристы.

-16

С этого ракурса хорошо видно, сколько места занимает предпусковой подогреватель. Боеукладку из танка удалили, включая напольные ящики, что еще добавило простора внутреннему объему. Подвесного поворотного пола у башни Т-34-85, как и у его предшественника с 76,2-мм орудием, нет.

-17

Вот в такой обстановке приходилось вести машину механику-водителю. Мне с ростом 185 см удалось здесь разместиться едва-едва, с минимальным удобством – буквально зажав коленями уши и с трудом втиснувшись в узкое кресло. Усилие на рычагах и педалях порядочное. За приборной доской видны баллоны сжатого воздуха для пневматического запуска дизеля и ручной воздушный насос.

-18

Перед глазами мехвода – кусочек внешнего мира и контрольная панель температуры воды в системе охлаждения, моторного масла и его давления. Слева – счетчик моточасов.

-19

По левому борту для механика-водителя установили панель электрических переключателей, спидометр и тахометр, а также кнопку электростартера.

А так выглядит обстановка на месте стрелка. Здесь мрачно, обзор почти нулевой – только через отверстие прицела. Пулемет, правда, демонтирован, да и патронных дисков на стеллажах тоже нет, зато хорошо заметен аварийный люк в днище корпуса.

-21

Теперь вы знаете, как устроены внутри лаосские Т-34-85, которые частенько мелькают в кадрах российских телеканалов. Остается пожелать, чтобы у Минобороны и дальше хватало ресурсов поддерживать раритетные танки в столь бодром состоянии. А то скоро и за рубежом «тридцатьчетверки» будет найти проблематично.

-22

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.