Найти тему
Психопедагогика

Карманные деньги: кому, когда, сколько

Оглавление

Карманные деньги нужны. Хотя бы для воспитательно-образовательных целей. Так закладываются основы экономической грамотности, а сейчас без нее никуда. Кроме того, воспитывается целеполагание и формируются волевые качества личности, ребенок учится планировать, терпеть, ждать, делать осознанный выбор (большие по 5 рублей или маленькие, но по 3?). На примере карманных расходов дети узнают цену и ценность вещей, начинают ценить труд, включаются в экономическую жизнь семьи. Конечно, если процесс организован правильно.

Когда начинать?

Выдавать деньги на мелкие расходы лучше всего с 6-7 лет, т.е. примерно с начала обучения в школе. В этом возрасте у детей, как правило, уже сформирован достаточный уровень произвольности и присутствует соподчинение мотивов (хочу так, но надо сделать так).

Как часто давать?

Первокласснику – ежедневно. Когда увидите, что ребенок успешно осваивается в мире денег, можно давать на расходы через день (сумма, соответственно, будет больше). Затем – раз в неделю (столько, сколько он, предположительно, потратит за неделю). Постепенно увеличивая интервал, подростку можно выдавать деньги раз в месяц.

Сколько давать?

Начинать надо совсем с небольших сумм, оговаривая их назначение: проезд до школы и домой, булочка в буфете. Это учит детей тому, что у карманных денег есть свое назначение. Постепенно сумма растет, ее назначение оговаривается более мягко. Не надо излишне баловать ребенка деньгами, даже если у семьи есть такая возможность! Давайте только ту сумму, которую ребенок сможет освоить. Чрезмерно крупными деньгами тяжело распоряжаться. В подростковом возрасте в карманные расходы можно включить оплату репетитора, спортивных секций, регулярную покупку каких-нибудь мелочей для семьи (корма для кошки, например), оплату счета за интернет и телефон.

Я работала с девочкой-подростком, которой давали в месяц эквивалент очень хорошей зарплаты (при том, что она не покупала продукты, не платила за квартиру). Она как только не изгалялась, чтобы потратить эти деньги, покупала всякую откровенную ерунду. Т.е. задачи экономического воспитания ее карманные деньги не решали, ничему (хорошему) ее не учили.
  • Неправильно, когда ребенку дают деньги, которые он копит. Он может откладывать какую-то часть суммы, но не все целиком. Так ребенок не научится разумно тратить, не познакомится с ценами, не сможет планировать свой бюджет.
  • Карманные деньги даются просто так, не за заслуги, не как подарок на праздники. Так ребенок учится разделять бюджеты. За хорошую учебу и помытую посуду Вы можете поощрить другим способом.

____________________________________

Консультативная психолого-педагогическая помощь. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации онлайн/чат. Супервизия.

Читайте: