Найти в Дзене

Звонница Ростовского Кремля

Мы не знаем в какое время был основан Ростов Великий. Доподлинно известно, что к моменту прихода Рюрика, в 862 году, город уже существовал и был центром финно-угорского племени меря.

Несмотря на свою бурную и славную историю, Ростов обзавелся кремлем, значительно позже других древних городов Руси, только в 1683 году, в детские годы будущего императора Петра I. Причём, он был построен не как оборонительное сооружение, а как резиденция митрополита, хотя и по всем правилам военной крепости.

Трудно сказать, зачем потребовалось возводить столь массивный каменный комплекс зданий в городе, который, к тому моменту, находился на значительном удалении от потенциальных боевых столкновений и никакого военного значения не имел.

Одно можно сказать наверняка: подобное строительство требовало огромных финансовых средств и, судя по всему, они у города были в достаточном количестве. Например, крепости Белгородской засечной черты, построенные за 40-50 лет до этого, были деревянными, несмотря на то, что они, как раз, стояли на передовых рубежах, и могли подвергнуться реальному нападению.

Трапезная митрополита
Трапезная митрополита

О Кремле можно расписывать много и долго, мы же здесь расскажем о звоннице. В отличие от колокольни, колокола на звоннице располагаются в горизонтальной плоскости, а не по вертикали.

С Ростовской звонницей я, заочно, был «знаком» ещё в детстве. Пластинка «Ростовские звоны» была у каждого уважающего себя меломана (а среди моих знакомых такие тоже встречались).

Чтобы попасть на звонницу нужно, в буквальном смысле, протиснуться по очень узкой и крутой внутристенной лестнице. Вот это видео показывает весь наш путь (я маячу впереди).

Наконец, попадаешь на саму, продуваемую всеми ветрами, площадку, под большой колокол «Лебедь».

Всего их 15: три больших («Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь»), остальные средние и мелкие. У большинства есть свои названия и у каждого своя нота. Почти все колокола (за редким исключением), сохранились с конца XVII века, несмотря на неоднократные попытки их снять и переплавить: от Петра I откупились крупной суммой серебром, большевиков убедили в высоком историческом значении колоколов.

Даже орнаменты и надписи на колоколах - отдельное произведение искусства.

Рядом с колоколом «Сысой» (32 тонны), отлитым в 1688 г. мастером Фролом Терентьевым, сзади меня колокола «Полиелейный» (16 тонн) и «Лебедь» (8 тонн), отлитые Филиппом Андреевым в 1682 г.
Рядом с колоколом «Сысой» (32 тонны), отлитым в 1688 г. мастером Фролом Терентьевым, сзади меня колокола «Полиелейный» (16 тонн) и «Лебедь» (8 тонн), отлитые Филиппом Андреевым в 1682 г.

Остаётся только, в очередной раз, удивиться как быстро русские люди осваивали сложнейшее искусство: массовое литьё колоколов началось в том же XVII веке, с получением собственной меди с Урала (на европейской части Руси того времени, медь, ввиду отсутствия вулканических образований, встречалась редко).

Здание тоже построено специальным образом (в 4 пролёта). Оно выступает в качестве резонатора. Даже озеро Неро участвует в распределении звуковой волны.

Все колокола приведены во временное нерабочее состояние (жёстко закреплённые языки), видимо, чтобы у отдельных несознательных туристов не возникало глупых желаний.

Всем тем, кто будет в Ростове, настоятельно рекомендую посетить Кремль и звонницу.

Отчёт о посещении крепости Белгородской засечной черты здесь.

Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал и я обещаю ещё много интересного.