Люди любят страшные истории - подтверждений этому факту великое множество, и область этих подтверждений простирается далеко за пределами столь много обсуждаемой нами темы хоррор-фильмов и триллеров. В недавней статье мы достаточно подробно рассказали о феномене крипипасты - подобные жуткие истории гуляют по сети уже больше десятилетия, и их становится всё больше, а к обсуждению подключается всё более обширное комьюнити.
Крипипаста - это что-то вроде городской легенды, обретшей новую жизнь в глобальной сети. Многие истории перекочевали в интернет прямиком из посиделок у костра, но появились и совсем другие - истории, созданные в виде веток форума, якобы рассказанные совместно несколькими людьми (в случае с "Бухтой Кэндл" так и было, читайте наш недавний пост "Как крипипаста переехала на большой экран"), истории, рассказывающие о переписке в сети, вообще так или иначе связанные с сетевой жизнью, а также объемные истории с продолжением, стилизованные под еженедельные отчёты или посты - подобная "сериальная" крипипаста с постепенной подачей материала и "подогревом" интереса публики и станет центром сегодняшнего повествования.
В своей сути, крипипаста осталась той же байкой у костра, только если последняя передавалась из уст в уста с неизменным эффектом "сломанного телефона" и приукрашиваниями, то крипипаста сохраняет эту тенденцию в ином ключе - стоит появиться посту со страшной байкой, со всех концов света прилетают сообщения людей, которые якобы видели нечто подобное. Если байки у костра разносил по миру холодный гулкий ветер, то новые городские легенды разносятся по миру с помощью сетевых протоколов.
Примерно шесть лет назад на известном ресурсе появилась крипипаста автора Кэрри Хеммонд, стилизованная под полевые истории сотрудника поисковой спасательной команды, работающей в огромных национальных парках, покрытых густыми лесами, скалами и озёрами. Уже в первом посте наряду с историями в духе "мы говорили им не уходить с туристической тропы, но они не слушали" вкрадываются мистические мотивы. Тут есть истории о людях, внезапно исчезнувших в доли секунды, пока их попутчики буквально отводили взгляд - никаких следов члены ПСС (поисково-спасательной службы) так и не нашли. Есть и истории людей, которые слышали странные звуки и видели жуткое существо с черными глазами, а также описание некоего человека-медведя, который уводил детей поиграть... И в первой же части появляется упоминание загадочной лестницы, просто выросшей посреди леса.
Дальше - больше. С каждым следующим постом автор раскрывает всё больше жутких секретов и загадочных историй, грамотно стилизуя это под рассказы коллег и истории, услышанные у костра во время полевых сборов и учений. Появляется всё больше историй о загадочных исчезновениях людей, которых впоследствии находят в местах, куда они просто не могли забраться. Также всё чаще упоминается странное существо - человек без лица, который лишь имитирует человеческий облик, движения и речь, и которого члены разных ПСС встречали во время стоянки в лесу или слышали о нем от заблудившихся туристов. Но самым загадочным элементом истории остаются лестницы. Это не просто ступеньки, заботливо устроенные на лесных подъёмах. Автор описывает их как "обычные внутридомовые лестницы, которые будто кто-то вырывает из домов и привозит на лесные опушки" - конструкции разной высоты ведут в никуда, и появляются из ниоткуда. Но самое странное - о них не принято говорить. Более опытные члены ПСС советуют новичкам "просто игнорировать их, не задавать вопросов и никогда не подниматься по ним".
В более поздних выпусках появляются подробности о таинственных лестницах - некоторые рассказывают, что осмеливались подниматься по ним, что эти лестницы будто отсекают весь лесной шум, погружая человека в звуковой вакуум, а также что стоит спасателю, участвующему в поисковой операции, подняться хоть на пару ступенек, пропавшего уже точно не найти. Также на этих лестницах у людей якобы отсекались конечности и взрывались кровеносные сосуды.
В итоге, крипипаста выдает множество разрозненных фактов, которые переплетаются между собой, но не создают четкого понимания случившегося - что, в целом, характерно, для такого типа историй.
И вот, в 2018 уже зарекомендовавший себя хоррор-проект "Нулевой канал" анонсирует, что третий сезон возьмёт за основу именно эту популярную сетевую байку.
Малютка дисклеймер
Третий сезон включает массу достаточно неприятных и физиологичных кадров, о чем несложно догадаться по названию "Отдел мясника".
Плохая новость - зритель не получит разгадки истории крипипасты Кэрри Хеммонд, ведь здесь не будет истории о поисково-спасательных миссиях, как не будет и загадочного человека без лица. Основной конструкцией, переехавшей из сетевой байки в сериал напрямую, стала именно лестница посреди леса. И, надо сказать, этот образ команде Антоски удалось воплотить в отличный визуальный ряд. Хорошая новость - именно тема лестницы и места, в которое она ведёт, раскрыта в сериале, а также добавлена история двух героинь, не лишённая злободневной темы, и история жуткого семейства Пичей.
Впрочем, кроме лестницы в экранизации сохранена и тема пропадающих людей - в маленьком городке, куда переезжает главная героиня Элис со своей сестрой Зоуи, исчезновения людей - не редкость. Это становится понятно, когда Элис, работающая в службе социальной поддержки, проходит стажировку и приезжает в дом к маленькой девочке, чья мать пропадает на глазах, а сама девчонка сбегает. Тема общественно полезных работ, как вы понимаете, также сохранена.
Причины переезда героинь в захолустный городок, как и причины выбора Элис социальной работы, кроются в заболевании матери, с которой у сестер связано травматическое воспоминание - и это воспоминание авторы, конечно, будут держать втайне до последнего. Мать больна шизофренией, которая, будучи наследственным заболеванием, уже давно пустила корни и в психику Зоуи, за которую Элис чувствует ответственность. Но скоро становится понятно, что глубинные причины поведения Элис - это панический страх и попытки сбежать от болезни, которая грозится настигнуть и ее.
Девушки снимают комнату у чудаковатой женщины, которая увлекается таксидермией, и скоро узнают от неё об истории семейства Пичей, которое некогда владело скотобойней в этих местах, и о котором после трагического происшествия с дочерьми главы семейства Джозефа Пича, ходили жуткие легенды. Для двух сестер эти легенды вскоре оживают, когда они встречают того самого Джозефа, которого давно не должно быть в живых, в злополучном лесу. Скоро перед зрителем предстает и та самая загадочная лестница с дверью наверху.
Пока сестры пытаются разобраться в местных легендах, и одна из них получает заманчивое предложение от Джозефа Пича (его играет сам Рутгер Хауэр), в городке появляется ещё один загадочный и жуткий персонаж в синем костюме, который считает всё вокруг ходячими калориями, и из-за которого у полицейского Люка происходит конфликт с отцом-шерифом (который раскрывается в драматичное обыгрывание темы отцов и детей, зачёт).
Что удалось авторам сериала - так это, в первую очередь, визуальный ряд и монстры - тут изобретательность команды Антоски уже в третий раз поражает. Тема надвигающейся и разворачивающейся шизофрении раскрыта просто потрясно - опять же за счёт великолепно исполненных и продуманных визуальных решений и самобытных воплощений образов болезни. Объяснение лестницы и визуализация места, в которое она ведёт достойно похвалы, а некоторая доля сохранённой загадки делает этот образ почти лавкрафтианским.
С игрой актеров все хорошо, радует тут не только Хауэр. Изощрённые пристрастия семейства Пичей выдержано в грамотной эстетике, как и все их образы и разговоры.
Есть и некоторые просадки - например, часть загадок так и остаётся без каких-либо ответов. Также есть небольшие проблемы с темпом и перегруженностью - во-первых, авторы, хотя и умудрились вместить в третий сезон множество тем и жутких образов и мест, часть из них раскрыли слабо, во-вторых, долгое нагнетание ведёт к слишком быстрому раскрытию карт и достаточно плоскому и смазанному финалу. Нет, в нем есть место жутким образам и визуалам, но жуткие злодеи Пичи тут как-то сметаются ни за грош.
Самое занятное, касаемо третьей части - если посмотреть рейтинги всех сезонов в разных источниках, некоторые называют этот сезон лучшим, другие же ставят его на последнее место. Вероятно, часть аудитории отпугивает специфичность эстетики семьи Пичей и большее количество пресловутых "blood & guts" в сравнении с другими сезонами шоу.
В любом случае, "Отдел мясника" получился весьма достойным, как и прочие сезоны этого хоррор-шоу. Команда авторов зарекомендовала себя не только как создателей запоминающихся монстров и крутых визуальных решений, но и как вдумчивых авторов, умеющих выжать из небольшой крипипасты максимум возможностей и прикрутить к этому крепкий сюжет с злободневными темами.