Святой ли он? Или дьявол? Люди разделились на два лагеря по отношению к этому авантюристу. Выходки этого попа прочно вписались в историю. Давайте разберемся. Кто такой Илиодор?
В миру этот батюшка назывался Сергеем Михайловичем Труфановым. Родился он в 1880 году в станице Мариинской в набожной семье. Закончил сначала духовное училище, после семинарию в Новочеркасске. Поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг. Благословил его на это дело сам Иоанн Кронштандский. Юный монах проникся христианскими идеями. Во время учебы в Санкт-Петербурге он всячески пытался помогать обездоленным, покупал им одежду и еду.
После окончания учебы в Петербурге, Илиодор переезжает в Ярославль для работы в местной семинарии. В это время наблюдается рост революционных идей в обществе, которым инок пытается всеми силами противостоять. Высшему церковному начальству не понравилось, что монах лезет в политику, поэтому его быстро отстранили от преподавания.
Нашего героя перевели с Ярославля на Волынь. Церковное руководство не предусмотрело одного... Волынь в то время - центр черносотенских идей. Тут наш Илиодор чувствовал себя, как рыба в воде. Этому способствовала близость к Западу, откуда ощущался натиск римско-католической церкви и революционных идей. А как известно, на каждое действие есть противодействие.
Именно на Волыни Илиодор становится известным проповедником. Под его редакцией выходят "Почаевский листок", он печатается в "Почаевских известиях", им пишутся брошюры со своими речами. В его голове варилась каша из радикальных черносотенских идей и крайнего антисемитизма. Так в "Почаевских известиях" в одной из статей было это:
"Все гнусные пороки, которыми страдает русский человек, как то, пьянство, воровство и прочая безнравственность, все это плод жидовской деятельности. По природе своей — жид лентяй и враг телесных работ”.
Такие броские высказывания не понравились еврейской диаспоре, за что Илиодора выгоняют из Почаева.
В 1907 году Илиодор оказывается в Царицыне. На должность настоятеля монастыря его назначил Гермоген- саратовский епископ, с котором инок был в близких дружественных отношениях.
Неспроста Илиодор поехал в Царицын. В городе были сильны монархические взгляды. Там он мог быть просто супер-зввездой. Из Царицына приходит телеграмма от местного отдела Союза русского народа с просьбой направить иеромонаха в город. 27 ноября по прибытию в Царицын Илиодор выступает с пламенной проповедью. Толпа восторженно ликует с лозунгом «Русь идёт!». Это, конечно же наделало много шуму, он сразу же привлек внимание городской власти, но это его не остановило...
Как ни странно, при Илиодоре буквально воскресло архиерейское подворье в Царицыне. Он за год умудрился обустроить Свято-духов монастырь. Все это обошлось в баснословную по тем временам сумму в 3 миллиона рублей. Деньгами спонсировала этого святошу высшая аристократия.
«Меня вызывали в Москву и Санкт-Петербург! Там я бывал у высоких особ, князей и графов, но не церемонился, когда садился за обед, а они не крестили лба, я их спрашивал: “не язычники ли они?” Великосветских графинь учил вставать перед священником, скидать перчатки и целовать руку»
Илиодор обрел известность святого,чудотворца, исцеляющего людей от всякого рода бесов, болезней и прочего. Люди завороженно слушали его проповеди, литургия у "святого" инока длилась целых 4 часа, что было в два раза больше обычной.
«Есть неоспоримые факты, что я, живя среди вас, совершал чудеса, исцелял больных, предсказывал события на многие года вперёд…».
Больше всего народ поражали крестные ходы, возглавляемые Илиодором. В процессе крестных ходов народ, опьяненный харизмой иеромонаха, бил прохожих "крамольников" за их неуважение к "паломникам". Так, Илиодор даже избил палкой жену градоначальника.
"во время этих служб люди забывают, где они находятся, на небе или на земле <...> все это увлекает и поражает, все забываешь и как будто поднимаешься от земли".
Царицынская пресса и городская власть была настроена резко против новоиспеченного "святого". В газетах печатались статьи, упрекающие монаха в потакание грехам и прочему негодяйству. На него часто подавали в суды, однако ничего сделать с печально известным иноком не удавалось. Население Царицына было на стороне Илиодора. Помогала ему противостоять недовольству власти и дружба с приближенными к императору Николаю II чудаковатыми "святыми". Илиодор знавался с Распутиным, Митей Козельским, Васей-босоножкой.
Не чурался наш поп и театрально-постановочными актами. 15 августа 1911 г. в овраге перед монастырем торжественно жгли "гидру революции". Предварительно ей зачитали приговор, состоящий из 7-ми смертных грехов. После церемонии людей угощали всякими явствами.
Все изменилось, когда сам П.А.Столыпин узнал об Илиодоре. По его приказу бунтующего монаха должны направить в Тульскую губернию. Илиодор наотрез отказался. Он заточился в своем монастыре, как в средневековой крепости, вместе с толпами горожан, поддерживающих его. Илиодор объявил голодовку.
Собрание царицынского духовенства просит помиловать Илиодора, за него вступился и владыка Гермоген. Император Николай II разрешает иеромонаху вернуться в Царицын, удостаивает его аудиенции и даже обещает сделать его митрополитом. Императрица дарит ему для раздачи в народе 30 тысяч образков и крестиков.
Илиодор с Гермогеном строили заговоры на Распутина, за что были наказаны и отправлены в ссылку. Илиодор переезжает в хутор Большой Области Войска Донского. С ним направились некоторые из его почитателей и гражданская жена Н.А.Перфирьева. Тут он создает свою секту. Люди встречают его с фразой «Здравия желаю, Ваше императорское величество!». Дом, в котором он жил называли "Новой Галилеей".
В 1912 году Труфанов отрекается от своего монашеского сана и бежит из хутора. В 1914 году одна из его последовательниц совершила покушение на Распутина. Бывший монах покидает Россию и уезжает в Финляндию, переодевшись в женскую одежду для конспирации, с побегом ему помогает Керенский.
До 1917 года он находится за границей. Однако, все же возвращается на родину, но в совершенно новом амплуа. Так из черносотенца, хулившего евреев и интеллигенцию, Труфанов переобувается в пособника революционеров. После захвата белыми Царицына Илиодор едет в Москву и угодничает с новой властью.
После он возвращается в Царицын, просит выделить ему землю для коммуны, что и получает. Теперь он строит христианское общество под названием "Вечный мир", но уже совершенно в другом ракурсе. Это общество должно быть на КОММУНИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ! Он рукополагает себя патриархом всея Руси и 24 апреля 1921 года выступает на трибуне под крики многотысячной толпы.Его речь была такова:
«Орлы! Орлы! Орлы! (поклон на три стороны). Жуки, копошащиеся в навозе, не могут судить о ваших полётах в высь. Вы, опередившие толпу на три поколения, рейте кверху сквозь тучи и молнии, через широкие моря в светлое царство благословенного социализма. Не достигши царства Божия на земле, не достигнете и на небе».
Все же строить христианскую коммуну при социализме было занятием бесперспективным. Труфанов снова покидает родину и уже навсегда. За границей он ищет место, куда бы можно было пристроиться, но это ему уже не удается. Илиодор остается в США.
“Полюбил его народ и отдался ему всей душой, полюбил его за строгую иноческую жизнь, за истовое и торжественное богослужение, и за чудные религиозно-патриотические и религиозно-нравственные проповеди. За проповедь его можно, без преувеличения, назвать современным Златоустом”