Найти тему
Психопедагогика

Каждый ребёнок должен учиться в подходящем именно ему классе

Оглавление

Бессчётное количество раз повторяющаяся ситуация: ребенок с тяжелыми нарушениями речи и родители: «Мы хотим учится в гимназии»; ребенок с ЗПР и родители: «Мы отдадим его только в массовый класс».

А что потом?

Образовательную программу школьник не будет усваивать. Школа станет для ребенка источником нервного напряжения и чрезмерных нагрузок для его психики. Это приведет к усугублению имеющихся проблем, присоединению новых симптомов.

Например, могут стартовать или вернуться нервные тики, навязчивые движения, энурез. Родители, вероятно, увидят агрессию и непослушание, нервную возбудимость/апатию, истерики, нарушения сна и аппетита.

В школе ребенок будет держаться за счет домашних заданий. Их будет делать вся семья, в ущерб сну и отдыху. Очень скоро это скажется на психологическом климате семьи и состоянии родителей.

Не преувеличу, если скажу, что такое положение дел может поставить под угрозу супружескую жизнь мамы и папы, стать источником конфликтов не только между родителями и ребенком, но и между взрослыми членами семьи. Да-да, семьи рушатся из-за двоек и уроков!

Одноклассники особенности ребенка обязательно заметят. И вероятно, в скором времени он станет изгоем в детской группе – в лучшем случае. А в худшем – мальчиком для битья, объектом жестоких шуток и откровенных издевательств.

Должна признать, что на практике и учителя частенько испытывают неприязнь к таким ученикам, и поэтому не пресекают негатив со стороны сверстников, а иногда и сами могут выступать зачинщиками травли.

Итог: стойкое нежелание ходить в школу и особым образом сформировавшийся «трудный» характер: низкая самооценка, неуверенность в себе, подозрительность, тревожность, пессимистичный взгляд на мир, злоба и агрессия к окружающим или даже к себе (вплоть до причинения вреда себе). И все это ради чего?

С другой стороны, организация обучения детей с особыми образовательными потребностями действительно несовершенна и представляет трудности. Родителям, столкнувшимся с выбором школы в особых обстоятельствах, не позавидуешь.

По факту, в «речевом» классе могут быть дети с умственной отсталостью, в классе для детей с умственной отсталостью, как правило, дети с тяжелым диагнозом, поэтому отдавать туда ребенка с легкой степенью УО на самом деле, нецелесообразно.

Как поступить родителям?

  • Узнать о всех доступных программах и учебных заведениях (не в каждом городе есть «речевые» классы, классы для детей с нарушениями зрения и т.д.).
  • Выслушать и взвесить мнения всех доступных специалистов.
  • Оценить возможности семьи к реабилитации и обучению ребенка (не хочется об этом говорить, но иногда школа-интернат – это хороший вариант).
  • Принимать решение осознанно, не равняясь ни на кого.

Выбор образовательного маршрута – очень сложная и ответственная задача. Слишком многое на кону. Но от ошибки никто не застрахован. Иногда приходится менять свое решение уже в процессе. Не бойтесь это делать. Все решения хороши, если они приняты в интересах ребенка.

______________________________

Психологическая поддержка семей с детьми с особыми образовательными потребностями. Консультативная психолого-педагогическая помощь. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации онлайн/чат. Супервизия.

Читайте: