Частному поезду №19/20 «Мегаполис», который курсирует из Петербурга в Москву, исполнилось 15 лет. Это весьма необычный поезд, который сочетает в себе хорошие вагоны, невысокие цены и внутренний уют. Я периодически рассказываю о «Мегаполисе», и мне читатели скидывают язвительные вопросы об этом поезде. Я отобрал 15 из них, и сегодня мы вместе с компанией-перевозчиком подготовили на них ответы.
Поезд идет больше восьми часов, и это долго. Почему вы называете его скорым?
По российской классификации все поезда, которые идут со средней скоростью от 50 до 91 км/ч, считаются скорыми. В случае с ночными поездами между Петербургом и Москвой считается, что чем дольше идет поезд, тем лучше пассажиры выспятся. Технические характеристики вагонов и локомотивов позволяют доехать за пять часов, но поезда часто замедляют искусственно для большего комфорта пассажира.
У «Мегаполиса» одно из самых комфортных расписаний на этом направлении. Поезд ежедневно уходит из Москвы в 00:20 и прибывает в Петербург в 09:00, а в обратную сторону отправляется в 22:50 и прибывает в Москву в 07:07. В обе стороны поезд делает остановку в Твери.
Почему у «Мегаполиса» такое раннее прибытие в Москву?
В Москву многие едут по делам. Прибытие в семь утра позволяет пассажирам заехать домой и успеть в офис или на встречу к началу рабочего дня.
Если поезду 15 лет, разве можно говорить, что в нем новые вагоны?
Вагоны в поезде 2006 и 2007 годов выпуска. Но для поезда важен не столько возраст вагонов, столько то, как их обслуживают. Вагоны «Мегаполиса» были сделаны на Тверском вагоностроительном заводе и относятся к той серии, в которой уже устанавливали и биотуалеты, и кондиционеры.
В ходе капитального ремонта их доукомплектовали розетками, usb-портами для зарядки гаджетов, сенсорными экранами для покупки билетов прямо в поезде и хорошим Wi-Fi от MT-Free. Кроме того, это те вагоны, в которых еще устанавливали титаны, так что в вагонах всегда есть настоящий кипяток.
При этом в составе «Мегаполиса» вагоны наиболее удачных серий («тогда еще умели делать»), так что во время движения ничто не скрипит и не вибрирует, и нет посторонних шумов.
Это частный поезд с купе и СВ, разве могут билеты туда стоить дешево?
В «Мегаполисе» 12 купейных вагонов, три СВ и очень много разных классов обслуживания. Поскольку поезд конкурирует с другими перевозчиками за пассажиров, то бывает, что билет в купейный вагон по невозвратному тарифу можно купить дешевле, чем билет в плацкартные вагоны других поездов.
Почему иногда едешь в поезде, и там дают еду, а иногда нет?
Все зависит от класса обслуживания. В самый дешевый тариф не включено ничего, кроме белья, зато пассажир может поехать в комфортных условиях без навязанных услуг. Но есть и тарифы с питанием для тех, кто хочет перекусить в дороге. По одному из тарифов пассажирам положен «сухой паек» на завтрак, по другому – в стоимость проезда включен депозит на 1000 рублей, который можно потратить на заказ горячих блюд из вагона-ресторана.
Кроме того, пассажирам предоставляются бутылочка воды, гигиеническая салфетка и тапки. В СВ тоже есть разные тарифы – от относительно недорогих без питания до бизнес-класса, где кормят горячими завтраками и выдают премиальный набор питания.
«Мегаполис» иногда ругают за проблемы с климатом. Дует так, что можно заболеть. В чем проблема?
Проблема в том, что все люди по-разному воспринимают комфортную для себя температуру, а многие боятся ощущения движущегося воздуха. Тем не менее, чтобы за закрытой дверью купе четыре человека чувствовали себя комфортно и не ощущали кислородного «голодания», в «Мегаполисе» следят за корректной работой приточной вентиляции. При этом температура воздуха поддерживается на уровне +22…+24 градуса, как это предписывают нормы Роспотребнадзора. При такой температуре комфортно спать под одеялом. От движения свежего воздуха никто еще не заболевал, а вот недостаточная вентиляция намного опаснее.
Почему в «Мегаполисе» такие высокие цены в вагоне-ресторане?
Вагон-ресторан в «Мегаполисе» совсем не дорогой. Самое дорогое блюдо стоит 990 рублей, но это огромный сочный рыбный стейк из семги. При этом можно купить множество блюд в пределах 300 рублей. Причем в поезде можно перекусить не только в ресторане, но и заказать доставку в купе. Блюда готовят тут в основном сразу из-под ножа. В купе лежат бланки заказа завтраков, можно с вечера заказать проводнику то, что вы хотите съесть с утра. Мы рекомендуем брать на завтрак сырники.
Зачем в «Мегаполисе» вопреки традиции дают чай не в стаканах с подстаканниками?
Это не так. У проводников можно купить черный или зеленый чай в традиционном граненном стакане с подстаканником. Кроме того, у проводников есть кофе-машины, кофе подают в аккуратных фарфоровых чашках с блюдцем. Еще можно заказать чай в вагоне ресторане. Его разливают в традиционные кружки.
Почему за поездки «Мегаполисом» не начисляют баллы «РЖД Бонус»?
Потому что перевозчик, которому принадлежит «Мегаполис», не имеет отношения к РЖД. Здесь есть своя бонусная система, она устроена несколько иначе, чем «РЖД Бонус», но не менее выгодна. Она называется «Мегаполис Клуб». Во время поездки проводнику нужно сказать номер своей карты «Мегаполис Клуба», и вам начислят баллы, которые впоследствии можно потратить либо при покупке билетов, либо чтобы повысить класс обслуживания с купе до СВ.
За каждую поездку от Петербурга до Москвы и обратно можно получить от 160 до 650 баллов в зависимости от класса обслуживания (дают примерно 10% от стоимости поездки). Затем при покупке билета часть стоимости можно заплатить баллами из расчета 1 балл = 1 рубль, а за 1000 баллов можно повысить класс обслуживания с купе до СВ.
В «Мегаполисе» старые туалеты, не био. Как так?
Это распространенное заблуждение. В «Мегаполисе» все туалетные комплексы – экологически-чистые и открыты для посещения в том числе во время стоянок поезда. При этом для спуска воды используется педаль, что намного гигиеничнее кнопки, потому что ее не надо трогать руками.
Почему в «Мегаполисе» такие неудобные подушки?
Представления об удобстве, конечно, у каждого свои, но белье в «Мегаполисе» хорошее. Перевозчик его периодически обновляет. У пассажира всегда застелена постель, причем на нижних полках постель заправлена покрывалом, а подушки убраны в специальные чехлы. Во всех вагонах СВ пассажиры могут воспользоваться второй подушкой, которая убрана в чехол и лежит в нише для багажа.
Про «Мегаполис» встречаются негативные отзывы в Сети. Пассажиры его действительно не любят?
«Мегаполис» периодически публикует в инстаграме отзывы пассажиров, и негативных среди них нет. Но если соцсети поезда ведут сотрудники компании и могут «фильтровать» неприятные мнение, то сервис «туту.ру» опрашивает всех пассажиров, купивших билет на этот поезд. «Мегаполис» имеет 9,2 балла, что является одним из лучших результатов среди ночных поездов этого направления.
В поездах РЖД и ФПК часто бывают скидки. А в «Мегаполисе»?
В «Мегаполисе» очень много скидок. Верхняя полка всегда стоит дешевле нижней, есть скидки для молодежи и людей старшего поколения, а также при покупке билетов «туда и обратно» в одном заказе и поездку в день рождения. Недавно появились скидки по тарифу «Семья» для путешественников с детьми, а также для тех, кто вакцинировался от COVID-19. Хорошую скидку можно получить при выкупе двух мест в СВ на одного пассажира. Все детали можно узнать на сайте «Мегаполиса» в разделе «Акции».
Почему на «Мегаполис» нельзя купить билет в кассе РЖД?
Опять же, потому что перевозчик не РЖД. Билеты можно купить в собственных кассах «Мегаполиса» на Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале в Петербурге. Благодаря тому, что у поезда свои кассы, где обслуживают только пассажиров одного поезда, очереди в них обычно меньше, чем в общие РЖДшные. Кроме того, билеты можно купить без дополнительной комиссии на сайте РЖД или в приложении «РЖД Пассажирам».
Почему на «Мегаполис» часто нет мест?
Мест не было до пандемии, когда поезд имел договоры с турфирмами и массово перевозил туристов. Теперь места есть в наличии обычно вплоть до отправления поезда, а в дни высокого спроса билеты действительно могут закончиться. Но есть несколько секретов.
Во-первых, за 8 часов до отправления перевозчик, как правило, открывает продажу в один из купейных вагонов поезда. Во-вторых, билеты можно забронировать по телефону офиса 88007772019 и оплатить у начальника поезда при посадке, в том числе картой. В офисе бронируют места в штабном вагоне, которых обычно нет в продаже.