Найти в Дзене

Владимир Вольвач: черный октябрь

Двадцать восемь лет назад произошло событие, которое в Заключении комиссии Государственной Думы очень политкорректно именуется «событиями 21 сентября-5 октября 1993 года».
В среде экспертов и аналитиков чаще всего эти события именуются «путчем».

Октябрьский переворот 1917 года был исключительно бескровным – в так называемом штурме Зимнего дворца погибло не то шесть, не то семь человек. Пресловутый «путч ГКЧП» был еще более мирный – погибло трое, да и то их гибель в обычное время наверняка была бы занесена в раздел дорожно-транспортных происшествий.

В октябрьские события 1993 года погибло только по официальным данным более 150 человек, более трехсот получили ранения. Неофициальные данные это число, как правило, утраивают, парламент расстреливали из танковых пушек, но никто не называет все это «революцией», а пресса глухо молчит в дни, когда это можно было бы и вспомнить.

Можно по-разному относиться к составу депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов, но никто не может отрицать, что избраны они были на честных выборах и в полной мере выражали тогдашние настроения большинства избирателей. О том, что путч совершил Ельцин, свидетельствует не только Заключение комиссии Госдумы. Проводившиеся вслед за переворотом выборы 1993 года это подтвердили достаточно ясно - они недвусмысленно продемонстрировали, что избиратели были и остались не на стороне ельцинской команды. Казус с жириновцами, получившими небывалые 22 процента голосов, потому и возник, что несмотря на самую оголтелую пропаганду и саму обстановку запугивания (правительство показало, что оно не остановится перед применением войск против мирного населения) избиратели были готовы проголосовать за кого угодно, но только не за "победителей" октябрьского путча.

Что было основной причиной столкновения президента и парламента? За ответом долго ходить не надо – именно в период 1992-1994 года форсированными темпами проводилась приватизация государственных предприятий, и две части властной элиты элементарно не смогли прийти к компромиссному решению и поделить бывший «народнохозяйственный комплекс». Можно предположить, что Верховный совет в основном лоббировал интересы «красных директоров», а президентская команда сплотила вокруг себя бывшую партноменклатуру, перекрасившуюся в «демократические цвета» и всякого рода политических авантюристов. Но только сейчас можно в полной мере оценить эти события как самую большую идеологическую катастрофу и самое крупное стратегическое поражение в движении России к свободе и демократии.

В октябре 1993 года были сброшены маски и те люди, которые именовали себя «реформаторами» и «демократами» показали всему миру, что ради удержания власти они готовы пустить под нож любые демократические нормы. Зачем нужна была эта власть, тоже долго гадать не приходилось – через два года прошли знаменитые залоговые аукционы и в России окончательно утвердился так называемый «олигархат» - чудовищное сращение бизнеса и власти, превратившие систему коррупции и продажного политиканства в факт повседневной жизни.

Октябрь 1993 года - это самая позорная страница в истории демократической России, сравнимая с разгоном Учредительного собрания в 1917 году. Идеалы демократии были скомпрометированы так, что слово "либерал" до сих пор носит ругательный оттенок, на волне путча была принята конституция с таким перекосом президентских полномочий, что парламент перестал быть местом для дискуссий, и возврат к авторитаризму стал делом техники.

Либеральное движение уже не смогло оправиться от этого поражения и освободиться от ярлыка «дерьмократов», прочно приклеившихся к его представителям. С этой точки зрения октябрь 1993 года был хуже. чем преступлением - он был ошибкой.