Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Ностальгия по "убийце Боингов"

Оглядываясь на путь российской авиационной промышленности в постсоветское время, видишь, как трудно давалось нам возрождение этой отрасли и какие непоправимые ошибки были совершенны.

Как подковёрная борьба авиационного лобби губила замечательные проекты российских авиационных конструкторов и на первое место выдвигались программы создания сырых и ненадёжных авиалайнеров, но, которые были всегда высокобюджетными и на них этот бюджет можно было распотрошить для набивания собственных карманов высокопоставленных эффективных менеджеров.

Этот замечательный проект созрел ещё в советское время в 80-е годы, конструкторское бюро Туполева уже тогда готовилось к завоеванию мирового рынка авиаперевозок. Ими была создана уникальная машина Ту-334 по проверенной аэродинамической компоновке - вынесенные назад двигатели и пассажировместимость до 100 человек.

Классическая схема - вынесенные назад двигатели
Классическая схема - вынесенные назад двигатели

Силовая установка была взята от Ту-204 с моторами Д-436Т1.

Двигатель "убийцы" Боингов
Двигатель "убийцы" Боингов

На то время конструкторы совершили почти невозможное, создали самолёт практически полностью из отечественных материалов по российским разработкам, только дизайн части пассажирского салона и кресел разрабатывали иностранные компании, а все узлы и агрегаты крыла и схемы гидравлики, бортоборудование и прочее были созданы российскими инженерами.

Ту-334 - это ближнемагистральный самолёт, рассчитанный на небольшие расстояния имел вес, меньше, чем SSJ100, низкий удельный расход топлива и великолепную аэродинамику и воплощал в жизнь мечту всех авиаперевозчиков - дёшево летать, дёшево содержать. При скорости 950 км/час и дальности полёта 3150 км - это была идеальная машина, позволяющая совершать короткие перелёты в России и за рубежом.

"Убийца" Боингов
"Убийца" Боингов

Не обошлось без проблем в ходе строительства нового самолёта, которое затянулось на несколько лет. Но, как бы то ни было в 2005 году было получено разрешение на серийное производство. Всего построили два лётных экземпляра - один бизнес-джет и пассажирскую версию.

Но, спустя два месяца впервые поднялся в воздух его прямой конкурент Сухой Суперджет и все средства были направлены на строительство и испытания этой машины, считавшейся более перспективной. Но как показало время, а активно эксплуатировать Сухой Суперджет 100 начали лишь спустя пять лет после начала серийных поставок, что этот узкофюзеляжный ближнемагистральник далёк от совершенства,

Техническое обслуживание Суперджет 100
Техническое обслуживание Суперджет 100

Прошло девять лет и после очередных скандалов, возникших из-за плохого сервисного обслуживания SSJ 100, эксплуатирующихся за рубежом, глава комитета Совета Федераций по экономической политике Андрей Кутепов вынес предложение о восстановлении производства Ту-334.

Глава комитета СФ тогда заявил:

«Доля иностранных комплектующих первоначально составляла около 80%, а на середину 2018 года – порядка 68%. Продвижение SSJ-100 на рынки сопряжено со значительными трудностями, связанными как с его техническими проблемами и организацией сервисного обслуживания, так и с жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей авиационной техники».

Но, предложение так и осталось предложением, видимо, тогда было ещё сильно лобби Погосяна.

В настоящий момент спрос на Суперджеты восстанавливается, остались позади проблемы с двигателями и сервисным обслуживанием, разрабатывается новая версия этого авиалайнера SSJ-New. Неизвестно пока, какова доля импортных комплектующих в новой машине, но, видимо, последние санкции США заставят задуматься о уровне зарубежного участия в этом проекте и, вообще-то, нужно оно нам или нет.

В 2008 году тогдашний исполнительный директор ОАО "Туполев" сказал:

«Самолет будет выпускаться на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени Горбунова. Финансирование серийного производства Ту-334 будет осуществляться за счет частного инвестора. На сегодняшний день я не вижу аналогичных самолетов ни в России, ни в мире»,

Вот это заявление и сыграло по всей видимости играющую роль - ведь у частника бюджет не попилишь. Так один самолёт перебежал дорогу другому - настоящему "убийце" Боингов.