Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Взрыв парохода «Барон Дризен»

Пароход «Барон Дризен»
Пароход «Барон Дризен»

Вниманию читателей предлагается публикация выписки
из хранящегося в фондах Российского государственного архива военно-­морского флота заключения комиссии о расследовании причин взрыва парохода «Барон Дризен» в порту Бакарица близ Архангельска в октябре 1916 года, а также ряд документов из фондов Государственного архива Архангельской области, которые позволили пролить свет на обстоятельства означенной трагедии, а также установить истинное положение дел в отношении лиц, в той или иной степени причастных к взрыву судна.
При подготовке к печати текст документов приведен
к современным нормам правописания.



Из заключения Междуведомственной комиссии
по делу о взрыве парохода «Барон Дризен»
в Бакарице 26 октября 1916 года

По прибытии в г. Архангельск комиссия в полном составе выехала
на место взрывов — на Бакарицу, расположенную на левом берегу реки Северная Двина в расстоянии 5–6 верст от Архангельска и в 4-х верстах
от ст. Архангельск — пристань Северн[ой] жел[езной] дор[оги].
Бакарица представляет собой длинную причальную полосу земли, имеющую форму выгнутой внутрь дуги, с территорией для разгрузки пароходов и прилегающими железнодорожными путями, выводящими
к разъездам Старая и Новая Бакарица Северн[ой] жел[езной] дор[оги]. Причальная линия укреплена свайными работами, покрыта дощатым настилом и разделена на 26 причалов. Длина всей причальной линии около 4-х верст. За береговой полосой расположены навесы и склады
для грузов. Склады эти деревянные, крытые железом и толем.
В глубине вперемешку с навесами и складами находятся казармы для нижних чинов, для рабочих, постройки для офицерских квартир, здания канцелярий различных учреждений, помещения контор, чайные и т.п.
Все постройки деревянные.
Общий характер расположения всех построек свидетельствует,
что Бакарица была построена спешно, в кратчайший срок. Боковые
и задние стороны Бакарицы обнесены дощатым забором высотой около
1 саж[ени]. Расстояние от береговой полосы до задней стороны забора приблизительно одна верста. Вся же площадь Бакарицы занимает
180 десятин земли.

Центр площади, поврежденной действием взрывов и пожара, случившихся 26 октября сего года, находится против причала №20. Береговое крепление в месте, соответствующем этому причалу, совершенно уничтожено и представляет огромную воронку
с приподнятыми краями диаметром около 30 саженей, в глубине
которой находится вода с плавающими в ней обломками бревен от свай.
Воронка несколько овальной формы, и края ее понижаются в сторону
к реке так, что вода из Северной Двины непосредственно проникает
в воронку. Рядом с этой воронкой находится другая воронка круглой формы диаметром около 10 саж. Расположена она ниже по течению
реки в нескольких саженях от первой.
Против первой из описанных воронок водное пространство реки свободно, но в нескольких саженях выше, считая по течению, из воды торчат части шпангоута бывшего парохода «Барон Дризен». Там высится над водой бесформенной массой груда железных обломков. Доступные взгляду остатки парохода «Барон Дризен» так бесформенны, что по ним трудно определить положение носовой и кормовой частей этого парохода. Против причала №21 на реке находится английский пароход «Эрль оф Форфар»****, у которого силой взрыва снесены все палубные надстройки, мачты, труба и прочее. Этот пароход находится в состоянии полного разрушения. Тут же неподалеку у причала стоит затонувший стотонный кран, также сильно поврежденный взрывом.
В расстоянии нескольких десятков саженей от поврежденного причала
№20 видны развалины кирпичных стен здания электрической станции
со сломанной трубой и развороченными действием взрыва котлом
и машинами. Здание пожарного обоза, тут же неподалеку расположенное, также совершенно разрушено.

Схематический план района Бакарицы с указанием места взрыва парохода «Барон Дризен»
Схематический план района Бакарицы с указанием места взрыва парохода «Барон Дризен»

Сила бывших на Бакарице 26 октября взрывов и размер причиненных ими повреждений в протоколе осмотра, составленном судебно-следственной властью на следующий день после взрыва, рисуются в таком виде:
«Берег у причала №20 завален обломками железных листов пароходной обшивки, свайными бревнами, нагроможденными в таком количестве,
что пройти на береговой линии в соответствующем месте можно лишь с большими затруднениями и усилиями. По всей территории Бакарицы разбросаны куски пароходной обшивки то небольшими обломками, то большими смятыми листами, местами глубоко врезавшимися в деревянные части построек. Такие обломки были найдены и за ограждающим Бакарицу забором на расстоянии более версты. Ограждающий Бакарицу забор местами повален.
На территории за районом причала №20 все постройки уничтожены пожаром. От них остались лишь обугленные бревна, железные листы крыш и кирпичи печных кладок. Среди построек в большом числе лежат трупы людей, то поодиночке, то группами. В одном месте насчиты-вается около ста трупов, лежащих кучей, местами лежат отдельные оторванные части тел: руки, ноги, кости. Некоторые трупы изуродо-ваны: с пробитыми головами, вырванными внутренностями, без голов. Все трупы в большей или меньшей степени обгорели.
Площадь бывшего после взрывов пожара имеет во все стороны прибли-зительно около 200 саженей. За границами разрушенной пожаром площади находятся строения, поврежденные действием газов
от взрывов: в навесах для складов грузов сорваны целиком или частично крыши, вырваны поддерживавшие крыши стойки; в бараках легкого типа местами вырваны целые дощатые стены или части их; в домах посто-янного типа вырваны двери и рамы. Большинство стекол в рамах всех зданий разбито…».

Кроме упомянутого английского парохода «Эрль оф Форфар» от взрывов на пароходе «Барон Дризен» пострадал буксирный пароход «Рекорд», некоторые другие пароходы и несколько барж.
При производстве предварительного следствия комиссией было установлено следующее:
17 октября 1916 года на рейд Архангельского порта прибыл прямым рейсом из Нью-Йорка русский пароход «Барон Дризен» Северного Пароходного Общества под командой капитана Фрица Дрейман. До этого случая пароход «Барон Дризен» в Архангельск не приходил. На пароходе был полный груз меди, машин, рельсов, артиллерийских снарядов и взрывчатых веществ, погруженных
в Балтиморе и Нью-Йорке и адресованных, согласно коносаментам, Главному артиллерийскому управлению, морскому ведомству и разным учреждениям, работающим на государственную оборону.
Взрывчатые вещества, бывшие на пароходе «Барон Дризен», не считая
в их числе артиллерийских снарядов, а именно: тротил (тринитротолуол), пикриновая кислота, черный и бездымный порох и дистанционные трубки, общим весом в 52.415 пудов 16 фунтов с тарой, были размещены во всех 4-х трюмах парохода.
Офицерский персонал парохода «Барон Дризен» состоял из русских подданных — уроженцев Прибалтийского края. Их всех было 6 человек, которые считали себя латышами, а седьмой был эстонец. Все они плохо владели русским языком и объяснялись между собой или по-латышски, или по-немецки. Команда парохода, набранная в портах Америки, была чрезвычайно пестрого племенного состава. В ней были китайцы, шведы, норвежец, француз, испанцы, португальцы и негры, уроженцы Кубы
и Панамы, подданства Соединенных Штатов. Лиц русского происхож-дения на пароходе было только трое: ассистент механика Харченко, буфетчик Ковалев и боцман Полько.

Вторая воронка, заваленная обломками ряжевой пристани
Вторая воронка, заваленная обломками ряжевой пристани

22 октября капитан парохода «Барон Дризен» Дрейман получил
от начальника отдела морских перегрузочных операций капитана 1 ранга Страховского приказание перейти
23 октября на Бакарицу и стать для разгрузки к причалу №20. На соседние причалы за №№19 и 21 было предположено поставить пароходы Восточно-Азиатского Общества «Царица» и Добровольного флота «Екатеринослав», также груженные взрывчатыми веществами и ожидавшие очереди разгрузки на том же рейде. Из названных пароходов 23 октября один лишь «Барон Дризен» пришел с рейда на Бакарицу, ошвартовался у причала №20, открыл люки и к вечеру в тот же день начал выгрузку.
Пароходы «Царица» и «Екатеринослав», вопреки предположению, не были тогда же поставлены к причалам за №№19 и 21 потому, что стоявший
у причала № 19 пароход «Сент-Эндрю» задержался выгрузкой
до
26 октября, так как находившийся в его трюмах груз селитры слипся,
и для выгрузки ее приходилось разбивать на куски, а к причалу №21,
хотя и освободившемуся вовремя, в предупреждение возможности замерзания в порту, был поставлен не имевший взрывчатых веществ, кроме снаряженных ружейных патронов и небольшого количества запальных трубок, английский пароход «Эрль оф Форфар».
Начавшись с вечера
23 октября, разгрузка парохода «Барон Дризен» продолжалась круглые сутки с дневным перерывом в полдень на полтора часа для обеда. Разгрузка производилась одновременно из всех четырех трюмов и протекала вполне благополучно до полудня среды 26 октября, когда был сделан обычный обеденный перерыв.
К этому времени с «Барона Дризена» были выгружены находившиеся
на палубе баллоны с удушливыми газами, детонационные трубки и часть взрывчатых веществ в неустановленном с точностью на следствии количестве. Во время обеда все люки трюмов оставались открытыми
и никакой охраны к ним приставлено не было, если не считать таможен-ного досмотрщика, который по своей специальной службе находился тогда на пароходе.

Около часа дня (за 3–5 минут), с промежутком в несколько секунд времени последовали один за другим два взрыва на пароходе «Барон Дризен». Перед взрывами не было видно ни пламени, ни дыма, и никакой пожар на пароходе взрывам не предшествовал. Эти взрывы были такой силы, что ими был уничтожен пароход «Барон Дризен», разрушены: стоявший у соседнего причала №21 пароход «Эрль оф Форфар», электрическая станция, здание пожарного обоза, поврежден пароход «Рекорд» и стотонный кран. Тогда же были разрушены прилегающие
к месту взрыва различные постройки и начался пожар. В это же время загорелись выгруженные с «Барона Дризена» взрывчатые вещества: бездымный и черный порох в количестве 8–10 тысяч пудов, лежавший между вторым и третьим путями против причала №20. Одновременно
с пожаром начали рваться ружейные патроны и артиллерийские снаряды, сложенные на берегу в том месте, где возник пожар.
Бывшие на Бакарице и оставшиеся в живых рабочие и воинские нижние чины в паническом страхе бежали в разные стороны. Несколько офицеров во главе с генерал-майором Заборовским бросились к месту пожара, чтобы принять меры к тушению его, но никого из людей, кроме раненых
и умерших, не встретили. Тотчас же после взрывов прапорщик Мелленберг при помощи дежурного портового стражника Тимофеева отдал швартовы у стоявших возле причалов барж, груженных порохом,
и рубил и отдавал швартовы у пароходов, чтобы они могли уйти
из района, охваченного пожаром. Пожар принимал все большие размеры, так как тушить его было нечем, потому что пожарный обоз полностью погиб при взрывах и большая часть пожарных была убита, а оставшиеся
в живых ранены.

«Барон Дризен» за несколько дней до взрыва
«Барон Дризен» за несколько дней до взрыва

В городе Архангельске взрывы были тотчас же услышаны. Звуки от них дошли до слуха жителей в виде одного звука, что дает основание утверждать, что первые два взрыва, бывших на пароходе «Барон Дризен», произошли почти в одно время. Тотчас же на Бакарицу выехали помощник главноначальствующего генерал-майор Федоров, начальник торгового порта Веретенников, заведующий портовыми пожарными командами
и прапорщик Постников. Генерал-майор Федоров приказал направить
на Бакарицу все пожарные и обыкновенные буксиры.
Вслед за генерал-майором Федоровым, минут 15–20 спустя, выехали
на Бакарицу главноначальствующий вице-адмирал Угрюмов, капитан
1 ранга Зузан, мичман Соколов и прокурор Архангельского суда статский советник Некраш.
Генерал-майор Федоров с сопровождавшими его лицами прибыл
на Бакарицу приблизительно около половины второго часа дня и, выйдя на берег у причала №24, направился к месту пожара. Подобно генерал-майору Заборовскому, генерал-майор Федоров никого из людей и нижних чинов тогда на Бакарице не встретил, кроме нескольких раненых офицеров. Пожар беспрепятственно продолжался, причем особенно сильное пламя было заметно в том месте на берегу, где был сложен порох, выгруженный с парохода «Барон Дризен».
Минут через пять после прибытия генерал-майора Федорова на Бакарицу в этом месте раздался оглушительной силы взрыв, которым повалило
на землю многих из находившихся в разных местах на Бакарице офицеров. В общую картину разрушений, причиненных первыми двумя взрывами, третий взрыв не внес каких-либо существенных изменений, кроме того, что пожар усилился. В момент этого взрыва вице-адмирал Угрюмов подходил на пароходе к Бакарице и спустя несколько минут
с сопровождавшими его лицами высадился на берег у причала №26.

Между тем генерал-майор Федоров сделал распоряжение о прибытии
со станции Исакогорка паровозов для тушения пожара. Вскоре начали подходить буксиры, прибыли паровозы и потребованные из города воинские нижние чины, после чего под личным руководством вице-адмирала Угрюмова и генерал-майора Федорова началось тушение пожара. Комиссия считает своей обязанностью отметить не только полную распорядительность и энергию, проявленную вице-адмиралом Угрюмовым и генерал-майором Федоровым с момента прибытия их на Бакарицу, но и засвидетельствовать, что они оба действовали с редким самоотвержением, так как жизни их угрожала явная опасность, потому что в течение нескольких часов не прекращались разрывы снарядов, осколки которых неоднократно падали около них.
Так же достойно вели себя и другие лица, бывшие тогда с ними. Начальник Торгового порта Веретенников собственноручно протягивал шланги от подошедших буксиров и отдавал швартовы, помогая пароходам отходить от причалов. Особое самоотвержение выказали тогда сестры милосердия Федорова (дочь помощника главноначальствующего), баронесса Штейгер (жена агента Добровольного флота) и Подьякова
(дочь потомственного почетного гражданина), которые перевязывали раненых с явной для себя опасностью от осколков рвавшихся вокруг снарядов.
Так же доблестно вели себя и рядовые 14 пеш[ей] Архангельской дружины 1-й роты Федор Шалаевский и 5-й роты Антон Кутарев, стоявшие часовыми на постах за №№1 и 13 на Бакарице. Оглушенные взрывом, они не покинули своих постов и за отсутствием людей простояли на своих постах до утра следующего дня, когда были сменены.

Команда парохода «Барон Дризен». Снимок сделан в г. Саванна (США) фотографом 
Э. Дэвисом
Команда парохода «Барон Дризен». Снимок сделан в г. Саванна (США) фотографом Э. Дэвисом

С прибытием паровозов и пожарных буксиров удалось локализовать пожар, который тем не менее продолжался и закончился лишь в 10 часов вечера. С полной правдивостью можно утверждать, что в пределах данной обстановки и имевшихся средств было сделано все возможное для борьбы с распространением пожара на Бакарице, особенно если принять во внимание, что все расположенные там постройки деревянные.
До самого конца пожара вице-адмирал Угрюмов и генерал-майор Федоров пробыли на Бакарице, все время распоряжаясь по тушению пожара и вывозу раненых.
Установление общей суммы убытка, причиненного взрывами и пожаром
26 октября, представилось для комиссии невозможным, за неполучением сведений о стоимости погибших пароходов «Барон Дризен», «Эрль оф Форфар», стотонного крана и бывших на этих пароходах грузов. Имеются лишь сведения, что портовые работы на Бакарице и возобновление разрушенных построек будут стоить приблизительно 2.020.000 рублей; ущерб, причиненный отделу Северных железных дорог, исчислен
в 234.371 рубль 27 коп., нужных для возобновления разрушенных путей
и вагонов. Эти цифры приблизительны.

По полученным комиссией сведениям, после взрывов и пожара на Бака-рице 26 октября до 8 ноября собрано и погребено всего 607 трупов и раненых прошло через лазареты города Архангельска всего 1166 человек.
Нижних чинов воинских команд убито 56, таможенный чиновник — 1, таможенных досмотрщиков — 18, нижних чинов, исполнявших в таможне обязанности досмотрщиков — 24; ранено: офицеров — 14, нижних чинов — 307; пропавших без вести нижних чинов — 312.

Из судового состава парохода «Барон Дризен» остались в живых бывшие в момент взрыва на берегу в г. Архангельске капитан парохода Фриц Дрейман, старший помощник Дитрих Акмен, третий штурман Николай Казе и боцман Павел Полько, который, по его словам, хотя и находился
в момент первого взрыва на пароходе, но успел спастись, бросившись
с парохода в воду.
Производя расследование, Комиссия прежде всего приступила
к собранию материала для разрешения основного вопроса: были ли взрывы на пароходе «Барон Дризен» последствием злодеяния или они произошли от какой-либо другой причины...
Продолжение следует...

© Подготовка к публикации И.Е. Галькевич (помощь в подготовке публикации В.В. Брызгалов)
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №123/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!