Найти в Дзене
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ 100

6 причин отказаться от масляной живописи. Статья-шутка

Для начала скажу, что я не эксперт-технолог или музейный реставратор, а художник, который в свое время много работал масляными красками с натуры, а также внимательно изучал книгу Киплика Д.И. "Техника Живописи". В этой статье расскажу, какие факты о живописи маслом заставили меня отказаться от работы в этой технике.

Факт 1. Существуют невысыхающие краски. Есть масляные краски, которые будучи положенными (особенно толстым слоем) в чистом виде не сохнут в принципе (ну или сохнут за полгода). Это кадмий красный, белила цинковые. Чтобы они затвердели быстро, необходимо использовать сиккатив, который делает красочный слой хрупким, т.е. подверженным растрескиванию в довольно скором времени.

Факт 2. Нужно избегать обезмасливания красочного слоя (ухода связующего, т.е. масла из краски). Обезмасленный красочный слой не обладает блеском, похож по виду на акрил или гуашь, а сочетание пятен блестящих и матовых пятен (что особенно видно при боковом свете) снижает визуальные качества живописной поверхности. Отсутствие связующего, естественно делает красочный слой хрупким. Чаще всего процесс ухода масла незаметен в процессе работы над живописным произведением, а происходит постепенно с течением времени.

Масло из краски "вытягивает" буквально все: его вымывает используемый в чистом виде разбавитель (пинен, уайт-спирит, скипидар), забирает сам грунт (особенно фабричный, в составе которого есть тальк), тянет в себя картон (в случае, если это основа для живописи), берут в себя масло даже сами краски (если при изготовлении в них не было добавлено соответствующее маслоемкости пигмента количество масла).

Несколько остановить потерю масла, конечно, может ретушный лак, проникающий в нижние слои живописи. Но и это не решает данную проблему полностью, как и, впрочем, собственно ручное изготовление холста и использование разбавителя "тройник". Покрытие лаком делает блеск масляной живописи равномернее, но от этого масло не перестает уходить в грунт или в краски.

-2

Факт 3. Необходимо много времени на просушку слоев. Самое последнее дело в живописи маслом - это писать поверх непросохшего или слегка подсохшего слоя краски (поэтому многие перед сеансом живописи предварительно чистят поверхность мастихином, сдирая подсохшую краску). Масляная краска создает и водонепроницаемую воздухонепроницаемую пленку. У Д.И. Киплика причина появления одного из типов трещин объясняется так: быстрее и лучше всего высыхание и отвердение происходит в верхним слое, контактирующем с воздухом, а если под ним в это время оказываются нижние полу просохшие не отвердевшие слои, которые чуть позже высыхая, изменяются в объёме, а поскольку они сцеплены с самым верхним слоем, то растягивая, разрывают его, а трещины и есть те самые разрывы самого верхнего отвердевшего слоя. Но часто художнику необходимо внести срочно какие-то изменения, а если к тому моменту краски с прошлого сеанса еще не просохли, то это ставит под удар прочность и долговечность его работы.

По причине того, что слои краски не были до конца просушены "Девушка освещенная солнцем" и "Девочка с песиками" уже сейчас имеют множество трещин по всей поверхности, т.к. это живопись методом а-ля прима, но с большим числом сеансов. "Девочка с персиками" писалась чуть более, чем за 1 месяц, а сеансы были почти ежедневно по 3-4 часа, а "Девушка, освещенная солнцем" писалась три месяца и сеансы тоже были почти ежедневными, а чтобы положенные толстым слоем краски полностью просыхали суток-двух явно было недостаточно.

На всякий случай, вот ссылка на "Девочку с персиками" в большом разрешении, где это хорошо видно http://matisseblue.com/wp-content/uploads/2012/11/9-25-2012-Russia-7997-Version-2.jpg

Факт 4. Существуют темнеющие и изменяющие цвет со временем смешения красок. Масло защищает пигменты от химических реакций с внешней средой и друг с другом, если писать лессировками, в составе которых используется лишь одна краска. Мастера прошлого знали, какие краски нельзя класть поверх других, даже работая лессировками. Но у современных авторов более популярно механическое смешение цветов, а значит, что при в смесях происходят и реакции между разными пигментами, которые меняют визуальные качества живописи.

Согласно книге по технологии живописи Д. И. Киплика, существуют такие неустойчивые сочетания красок:

Относительно смешений минеральных красок с органическими имеются нижеслеėдующие данные: 1. Металлические краски (окислы) будучи способны уступать часть своего кислорода органическим краскам, изменяют в смесях последние. Так, марсы изменяют растительные краски, действуя, в том числе и на крапп-лак. Изумрудная зелень и другие зеленые краски (по Фербергу) действуют изменяющим образом на крапп-лак. Цинковые и свинцовые белила изменяют в смесях искусственные органические каменноугольныеē краски. Свинцовые, хромовые и медные краски в смешении с малопрочным и органическими красками изменяют их так: неаполитанская желтая непрочна в смеси с кармином и индиго и желтыми лаками. Свинцовые белила, содержащие большой процент свинцового сахара действуют неблагоприятно на чистоту тона и крапп-лака.
Ф. Рейберг в книге "Художник о красках" описывает следующие неустойчивые сочетания красок.
И з у м р у д н а я з е л е н а я с крапп-лаком
С в е т л ы й к а д м и й с охрами, фиолетовым кобальтом, жженой сиенной, жженой костью, ультрамарином, фиолетовой минеральной
О р а н ж е в ы й к а д м и й с охрами, красной охрой, сиенной натуральной
К р а с н ы й к а д м и й с сиенной натуральной и жженой, охрами.

Т.е. из-за этих сочетаний живопись со временем темнеет или теряет яркость, а богатые сложные оттенки, полученные путем механического смешения красок, могут превратиться в грязь. Так например, я очень много видела в подлиннике произведений Виктора Иванова (художник сурового стиля) и заметила, что плоскости цвета, выглядящие на репродукциях черными, на самом деле являют собой сложные сочетания темных красок.

Работа Виктора Иванова
Работа Виктора Иванова

Тут речь о его музейных работах, которым примерно 40 лет. Зная из каких красок строится его палитра (это умбра, кадмии, ультрамарин, персиковая черная, изумрудная зеленая, красная охра), предполагаю, что потемнение происходит как раз из-за того, что он активно использует кадмии в сочетании с охрами, ультрамарином, умброй и по прошествии времени эти места на его работах будут только темнее и станут менее цветоносными.

Факт 5. Техническое неудобство работы с масляными красками (тут про личный опыт, поэтому если в этом плане Вас все устраивает в живописи маслом, то пролистните и читайте сразу факт 6)

а) Капля масляной краски, оставшаяся в уголке или на складке, есть бомба замедленного действия, которая терпеливо будет ждать лучшую одежду, сумку или обувь месяцы, а краски вроде краплака красного, голубой фц, изумрудной зеленой сильно въедаются в любую поверхность, будь то Ваши руки, пластик, шерсть (у меня лично капелька изумрудной зеленой полностью отстиралась от рабочей кофты за 6 лет). Поэтому масляной живописью крупных форматов (так, чтобы чувствовать себя свободно) практически нереально заниматься там, где живешь. Повернутая к стене картина сохнет ооочень медленно, поэтому требуется еще и пространство для сушки работ. Следовательно, под это все нужно обязательно отдельное помещение, с чем, как известно, у многих с каждым годом все сложнее.

б)Необходимость осветлять используемое масло. Органические примеси дают маслу желтый цвет и способствуют появлению желтизны у живописи и ее последующему потемнению. Поэтому лучше либо покупать дорогое масло, которое уже почти прозрачное, или же выдерживать льняное и подсолнечное масло на прямом солнечном свете около года, прежде чем использовать его в живописи, есть, конечно, экспресс-методы вроде налить в блюдечко тонким слоем, добавить немного соли и выставить под прямые лучи солнца на сутки.

в) Кстати, запах разбавителя (особенно если Вы купили его в строительном магазине) далеко не все близкие и соседи оценят по достоинству и отнесутся с пониманием.

г) Масляная живопись даже в высохшем виде обладает сверхспособностью проникать в бумагу (обои), оставляя масляные желтоватые пятна, расплывающиеся по листу все шире и шире, поэтому все графические работы стоит хранить отдельно, или держа их в оформлении. Словом, хранение и просушка живописи маслом требует места, т.е. мастерской.

Факт 6. Растрескивание живописи при механических воздействиях на холст. Масляная краска не образует эластичной пленки, а чем сильнее просыхает слой, тем менее пластичным он становится. Это легко проверить: засохшие на целлофане масляные краски крошатся и ломаются, а хороший художественный акрил и темперу будет можно скатать в комочек. Поэтому даже сворачивая живопись по всем законам жанра (крупный в диаметре рулон, живописью вверх), мы подвергаем красочный слой деформации, а значит это способствует его отслоению от грунта. А также некоторые современные фабричные холсты столь хороши по качеству, что масло сцепляется с грунтом, а при сворачивании грунт вместе с живописью слетает с проклейки. Соответственно, делать большие холсты маслом с перспективой хранить их в свернутом виде между выставками, нереально чисто технически, а любой залом или продавливание - это место потенциальной трещины на живописном полотне в будущем.

Реставраторы Русского музея вместе с сотрудниками "рабочей бригады" накатывают картину И.Е. Репина "Торжественное заседание Государственного совета..." на транспортировочный вал.
Реставраторы Русского музея вместе с сотрудниками "рабочей бригады" накатывают картину И.Е. Репина "Торжественное заседание Государственного совета..." на транспортировочный вал.

Но, конечно, нужно рассмотреть все За и все Против. Поэтому "речь в защиту масляной живописи" я напишу в следующей статье))