Визуализация моих скромных желаний иногда работает. Не прошло и года как я на плацу перед Гатчинским дворцом. Желание было простое – увидеть Чесменскую галерею после реставрации и на памятник Александру взглянуть.
То что мы в парк не пойдем было ясно при входе. Впервые вижу такую очередь за билетами, оно и понятно, солнце, тепло, воздух свеж и пройтись по парку одно удовольствие.
Невнимательно прочитала анонс в прошлом году, поэтому то, что открылось моему взгляду было очень неожиданно. Стоящий рядом муж добавил: «Ну что? Довольна?». На обратном пути прочитала на сайте Министерства культуры о сути проекта.
За ряд лет во дворце произошло много перемен, и Чесменская галерея стала отголоском минувшего, памятью о ВОв. В сумраке зала лампы направленного света выхватывают фрагменты стен, оконных проемов, остатки лепнины и как kpuk яркое пятно отреставрированного окна с тяжелыми шторами, зеркалами и бра. В 44-м было все намного тpaгuчнee.
У входа в галерею демонстрируется фильм о возрождении Гатчины.
В залах по-прежнему остаются фотографии, что было до и после 44-го года.
В моих детских воспоминаниях почти ничего не сохранилось о поездке в Гатчину. Разве. что долгий путь на электричке и растительность на башнях разрушающегося дворца.
Реставрация началась в середине 70-х, но двигалась крайне медленно. Дворец был практически разрушен до основания, и главное не было крыши. Восстанавливали по акварелям художников и фотографиям.
Достаточно взглянуть на черно-белые изображения залов после освобождения - перестаешь дышать. Работа в залах дворца продолжается, возвращая из небытия хрупкий мир Ринальди и Бренна. Низкий поклон реставраторам!
Балкон, где когда-то на торжествах играли музыканты, по замыслу авторов проекта, вероятно, должен вернуть нас в минувшие века, когда дворец жил своей привычной жизнью. Вместо этого мне представлялись совсем другие картины: гул бoeвыx машин, потемневший снег, наши солдаты, идущие около дворца. Галерея знает, что не все можно вернуть.
Мы вышли на свет и окунулись в красоту залов второго этажа. Засверкала череда знакомых интерьеров: Белая столовая, Малиновая гостиная, будуар императрицы….
По мере движения подумалось, что оно и к лучшему, что аудиогида не хватило, хранительницы залов куда лучше. Охотно отвечали и подсказывали, в тронной Марии Федоровны случайно разговорились о голландской живописи. Сколько тепла несут такие краткие беседы.
Греческая галерея при всей сдержанности и легкости ни с чем не сравнима: игра света и тени, линии скульптур, живопись.
Но жизнь продолжается, и брачующиеся снимают в залах свою лав стори, и из окон виден увядающий сад. Чудесная Гатчина, обязательно вернусь. А пока разглядываю фотографии резиденции Конте во Франции, которая некогда вдохновила Павла I на создание Гатчинского ансамбля.
Спасибо, что прочитали!