БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ 4КЛАСС ОТДЕЛЕНИЕ ИЗО. Г. КУРСК
Мы смотрим на рисунок, картину, скульптуру, - и удивляемся, радуемся, восхищаемся. Или наоборот - грустим, печалимся, сожалеем.
А может быть, ничего этого, с нами не происходит. Просто смотрим и всё, и никаких особых чувств не испытываем. То есть, понимаем так, как понимаем, и у каждого зрителя это происходит по-своему.
Но наш разговор, будет о том зрителе, который получает от изобразительного искусства удовольствие, о том кто любит его и ценит, кто считает, что оно ему необходимо. Что же даёт искусство такому зрителю? Это очень важный и обширный вопрос и поэтому давайте попытаемся на него ответить, хотя бы на какую-то его часть.
Итак, представьте, что перед нами картина знаменитого русского художника Карла Павловича Брюллова « ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ». Картина очень известная, экспонируемая, вот уже в течение многих лет в залах Государственного Русского музея. Зрители подолгу смотрят на неё, рассматривая, довольно большое по размерам изображение, наполненное изрядным количеством самых разных деталей: от фигур человеческих до архитектурных и природных явлений. Я уже не говорю о том большом количестве поз, жестов, движений, присутствующих в картине. Вся её композиция, заполнена движением до такой степени, что даже самый первый взгляд, даёт ощущение изобилия этого движения. Движется почти всё: группы людей, летящие и падающие части зданий, надвигающаяся на город стена огня. И вдруг, в этом динамичном изображении, взгляд зрителя, останавливает неподвижная сцена - группа из двух фигур – матери и ребёнка.
Останавливает - так как, смотрящий догадывается, что произошло и это, не может на него не подействовать. Но по истечении какого-то времени, он снова возвращается к рассматриванию всего полотна и понимает, как много изобразил художник, как наполнил он свою картину персонажами, действием, драматургией.
Брюллов очень старался и очень хотел убедить зрителя в том, что произошедшее в первом веке нашей эры с Помпеей – ужасная человеческая трагедия.
Как будто, страшная сцена из спектакля разворачивается перед смотрящим. Но эта сцена безмолвна и недвижима, она говорит на своём языке - ЯЗЫКЕ живописи. А зритель, пытается его понять, прочитать, оценить его художественный смысл. Он вглядывается в фигуры, лица, позы, жесты. Он выстраивает свои догадки, предположения. Он сочувствует, жалеет, переживает. Он ещё и ещё раз, внимательно всматривается в картину.
А теперь, немного истории. Когда-то, в далёком 1833 году, живший и работавший в Италии, известный русский художник Карл Брюллов увидел раскопки древнего города, погибшего после извержения вулкана. Увиденное, породило мысли, а они, породили желание написать картину. А дальше, начинается главное, начинается придумывание – сочинение на плоскости с помощью красок, того события, которое произошло много веков тому назад.
Именно из придумывания и рождается художественный смысл - то есть то, как событие будет осмыслено и изображено художником. Это очень важный момент в любом виде искусства - не только в изобразительном. Потому, что мы никогда не должны с вами забывать, что всё искусство, любой его вид, это – ПРИДУМЫВАНИЕ. Придумывание автором идеи и, её реальное воплощение – создание художественного произведения.
Итак, художник Брюллов, подарил зрителю картину, на которой он создаёт изображение явления далёкой истории, в соответствии со своим, собственным
художественным представлением, об этом реальном историческом факте и желанием, выразить этот факт ТАК, а не иначе. И теперь уже картина, начинает отдавать себя зрителю в виде явления искусства, которое он - зритель, должен осмыслить.
Напоминаю, что речь идёт о заинтересованном зрителе, о том, кто любит искусство.
Что же может подарить зрителю картина? К сожалению, у меня нет точного ответа на этот вопрос. Наверное, тут могут быть самые разные мнения, но я, в данном случае, хочу высказать следующую точку зрения.
Она может подарить зрителю впечатление. Впечатление, в котором есть самые разные чувства, ощущения, эмоции. Впечатление, как бы создаёт в душе зрителя особое состояние, которое присуще ему уже не просто - как человеку, но именно, как зрителю. Он обретает в этот момент особое качество, позволяющее ему проникать в тайны природы изобразительного искусства. Картина заставляет его думать и размышлять, искать ответы на самые разные вопросы.
Она призывает его с чем-то согласиться, а с чем-то - может быть – нет. Она призывает его к сотворчеству с художником - то есть заставляет зрителя участвовать в процессе понимания того, что хотел сказать художник, как он это сделал и, как это воздействует на него – зрителя. Как это волнует его, вызывает в нём желание смотреть картину.
Это очень сложный процесс – восприятие произведения изобразительного искусства. В нём участвуют две стороны – художник и зритель. Художник – творит. Зритель - воспринимает его творение. Между ними происходит своеобразное общение.
В нашем примере, великий русский художник предлагает свою художественную версию гибели Помпеи. Версию очень драматичную, полную мужества, человеческого достоинства, любви к близким и, всё же не побоюсь этого слова – страшную. Зритель, смотря на эту версию, анализирует её и выстраивает в сознании, своё представление о картине.
И это мне хочется подчеркнуть - именно о картине, то есть о выражении исторического явления посредством искусства. Не само явление перед нами, а его отражение в образах. Вот это очень важно помнить всегда. Далёкое прошлое, исторический факт, осмыслен художником. А это значит, что всё, что присутствует на полотне имеет отношение к творческой фантазии автора и, как бы не хотелось поверить, что именно всё так и было на самом деле, как изображено в картине, сделать мы с вами, этого не сможем. Нам всегда будет мешать то самое ПРИДУМЫВАНИЕ, о котором говорилось выше. И какие бы сильные впечатления и эмоции мы не получали, оно всегда будет отправлять наши мысли к автору, к тому - кто всё это сочинил. Мы всегда будем помнить об этом - так уж устроено искусство, его природа.
А ещё - так мне кажется - картина дарит зрителю радость открытия. Открытия тайны - тайны художника, тайны его художественного сочинения. Он - художник, работая над картиной, искал её и нашёл - для себя и теперь, он предлагает найти её зрителю, понять его, автора, быть может, почувствовать то, что он ощущал. Он, как бы просит зрителя: « Не спешите, не торопитесь, посмотрите внимательнее и Вы, может быть, поймёте и почувствуете то, о чём я говорю. Картина не любит спешки, она - результат времени, а время надо осмыслить».
Да, уважаемый читатель, когда мы с вами становимся зрителями, то тут, надо думать, думать и думать. Брюллов подарил зрителю своё представление о том страшном историческом событии. Он написал полотно в присущей ему академической манере, в соответствии с его взглядами на характер и качество живописи.
Но в огромном мире изобразительного искусства, такое великое разнообразие живописных манер, породивших такое великое множество картин, что вопросы их восприятия зрителем, будут возникать всегда, и ответы на них, будут всегда скрываться в тайнах души и чувств самого зрителя, в его любви и желании смотреть и понимать картину.
Я не знаю, что дарит картина, каждому конкретному зрителю. Но если человек хочет смотреть, любит смотреть и получает от этого удовольствие то, наверное, это и будет главный её подарок. И пусть он смотрит всё, что хочет - разные картины, разных художников, пусть получает свои впечатления, высказывает свою точку зрения, пусть душа его работает, для его блага.
Ведь, наверное, и для этого, художники пишут картины.