Самооценка ребенка начинает формироваться к возрасту 3-х лет. Именно тогда, когда ребенок начинает понимать свое собственное "Я". На этом этапе по педагогическом меркам ребенок выходит из этапа "раннего детства", и становится дошкольником. Теперь он еще самостоятельней, к тому же он понимает свое "Я"; начинает постигать нормы морали (хорошо/плохо); в ребенке формируется новая внутренняя позиция, а вместе с тем самооценка и осознание своего места в системе отношений с окружающими.
Так как для поведения младшего дошкольника все еще характерны эмоциональность и импульсивность, то чувства и эмоции детей регулярно сменяют друг друга, быстро вспыхивая и угасая. В таком возрасте ребенок остро реагирует на конфликты, обиды, неудачи. Такая эмоциональная бурная активность, реакция на неудачи, быстро сменяющаяся радостью от другого события, становятся причиной нестабильной в этом возрасте самооценки. Сейчас ребенок оценивает себя в соответствии с мнением окружающих; такая самооценка почти всегда ситуативная: меня ругают – я плохой; меня хвалят – я хороший. НО, в противовес этому ребенок относится к себе положительно, и считает свою позицию единственно-верной.
Как и в любом процессе взросления и становления личности ребенка, в формировании самооценки важнейшую роль играет семья и близкие взрослые (воспитатель в саду, нянечка дома, и др.). Когда взрослый особо не дает ребенку никакой оценки, не обращает внимания на достижения малыша, то и самооценка последнего занижается. Помимо недостатка внимания, этому способствуют также:
- Необъективное принижение ребенка, его достижений или способностей;
- Отсутствие поощрения стараний;
- Частые, не всегда уместные упреки и наказания;
- Отсутствие от окружающих поддержки и настроя на хороший результат.
Завышенной самооценке ребенка будет способствовать такое поведение взрослых:
- Чрезмерное внимание взрослых;
- Необъективное завышение возможностей ребенка, результатов его деятельности, превосходящее выделение ребенка на фоне сверстников;
- Чрезмерное поощрение стараний;
- Отсутствие адекватных наказаний там, где это необходимо;
- Завышенные ожидания.
И где же "золотая середина"? Адекватная самооценка! Формированию таковой будут воздействовать:
- Достаточное внимание ребенку;
- Объективная положительная и адекватная оценка возможностей и результатов ребенка ("...ты справился хорошо, в следующий раз можно добавить...");
- Поощрение стараний ребенка, но, желательно, не подарками (и тем более не дорогостоящими);
- Объективные наказания (не агрессивные, хорошим видом наказания считается отказ от общения);
- Ожидание от деятельности ребенка хороших результатов.
Еще одним фактором, влияющим на самооценку дошкольника, является собственная самостоятельность. Мы уже говорили об этом, дети 3-х лет стремятся к самостоятельности, и абсолютное ее пресечение ведет к сбоям в личностном развитии. Самостоятельный успех в разных видах деятельности повышает самооценку малыша.
Итак, чем все эти самооценки чреваты!?
Низкая самооценка.
Обладая заниженной самооценкой, дети становятся тихими, робкими, во всем видят подвох, в ответ на свои действия ждут порицаний, а то и насмешек; они не спешат быть в гуще событий, бояться играть с другими детьми, и вечно ждут своей очереди, которую пропускают. Как итог, у человека формируются необоснованные комплексы, придирчивость к самому себе, упование на неудачу, вследствие – одиночество, как нежелание разочаровать окружающих. В добавок к низкой самооценке у ребенка может быть еще и низкий уровень амбициозности. Не ставящий себе больших целей, застенчивый человек не поверит в свой успех, обязательно обвинит в нем всё и всех, кроме себя. Однако, бывает и такое, что у ребенка с низкой самооценкой наблюдается высокий уровень амбиций. Это когда ребенок стремится быть первым и важным, ставит себе высокие цели. Иногда такие стремления могут столкнуться с критикой или негативным откликом окружающих. Формируется низкая внешняя самооценка. В ребенке может развиться тревожность, деспотичность, неадекватное желание быть первым всегда.
Высокая самооценка.
Инициативные, самоуверенные дети. Казалось бы, и что тут плохого? Дело в том, что такие дети настолько самоуверенные, что другого мнения для них не существует. Согласитесь, и в нашей с Вами "взрослой" жизни общаться со снобами не такое уж привлекательное действо. У детей также. Постепенно от самоуверенных, никого не слышащих ребят, отворачиваются сверстники. Вследствие – одиночество, но уже от того, что мало кто способен и хочет терпеть высокомерие. Если же у такого ребенка проявляется заниженный уровень притязаний, то это совсем не ведет ни к чему хорошему. За отсутствием амбиций у маленького деятеля не находится мотивации в деятельности. Ребенок считает себя итак достаточно хорошим, так что все само к нему когда-то, да придет. Отсюда и появляются те самые люди, что ждут всего лучшего, но ничего для этого не делают (от слова, совсем). А если указать такому человеку на его неправоту, то мы обязательно столкнемся с непониманием и злобой. Обладая, наоборот, завышенной амбициозностью ребенок также не видит мир реальным, и ставит перед собой задачи, которые обязательно не сможет решить. И кто будет виноват? Для чрезмерно самоуверенного амбициозного малыша, конечно же, кто, или что угодно, кроме него. Высокомерие развивается всё больше, в ответ на неудачи появляется агрессия; появляется встречное непонимание с окружающим миром.
Адекватная самооценка.
Самодостаточные, уверенные в себя дети, готовые принять участие в коллективных играх, и адекватно реагировать на проигрыш; готовые взяться за решение поставленных задач, и объективно выявить причины возможных неудач. Такие дети общительны, активны, самостоятельны (в рамках дозволенного, конечно).
Уважаемые родители, оценивайте своих детей адекватно, для лучшего их будущего! Не путайте, адекватная оценка стараний и достижений – не то же самое, что безусловная любовь. Безусловная родительская любовь нужна детям в любой ситуации и возрасте!