Найти тему
Аврора Ливрова

Век живи - век учи(сь)

Оглавление

Говорят, все в детстве мечтают стать врачом или учителем. О первом я не мечтала точно, про второе помню смутно. Во всяком случае, в сознательном возрасте я никогда не собиралась выбрать эту профессию как главную. И хотя преподаю я тоже достаточно много, это всегда остаётся приложением к другим направлениям деятельности.

Чтобы быть авторитетом для обучающихся, необходимо, чтобы они знали, где и насколько продуктивно ты применяешь знания, которыми с ними делишься. В противном случае получается замкнутый бессмысленный цикл: учиться ради того, чтобы учить других, которые, выучившись, тоже смогут учить следующих. И повторится всё как встарь - прав был Блок. Когда видишь возможности, даруемые знаниями и навыками, это повышает мотивацию их обретать. И кто как не #учитель должен показывать в этом пример.

В честь сегодняшнего праздника - две истории от каждой из моих ипостасей, учителя и ученика.

История 1, глазами ученика

Когда я была в 5 классе, Нелли Ивановна велела нам, её ученикам, завести "Копилку Знаний" (сознательно пишу эти слова с большой буквы, так как со временем начала их воспринимать практически как имя и отчество) - общую тетрадь для записи правил по русскому языку. И последующие шесть лет школьной жизни мы её исправно заполняли.

Поскольку я участвовала и даже побеждала в олимпиадах разных уровней по русскому и литературе, у меня было ещё Приложение к Копилке Знаний - примерно такого же объёма тетрадка с разными филологическими нюансами.

По этим двум тетрадям я готовилась к поступлению в МГИМО. Поступила - естественно, на бюджет. По ним же готовилась к экзаменам по русскому и литературе, которые были у нас в первых двух сессиях. Сдала оба на 100/100. Периодически одногруппники спрашивали меня, в чём секрет: есть ли у меня суперрепетитор или я просто гений. Я рассказывала в ответ про лучшую в мире липецкую гимназию, Нелли Ивановну и Копилку Знаний. Всем казалось, будто я чего-то недоговариваю, но зря.

Прошли годы. В магистратуре я изучала иные специальности, а вот в аспирантуру попала на лингвистическое направление. На одном из первых же занятий по славистике, когда я смогла поддержать разговор о юсах малом и большом и переразложении в морфемике, преподаватель удивился, откуда я имею об этих вещах представление, если высшее образование у меня не филологическое. И я вновь рассказала про лучшую в мире липецкую гимназию, Нелли Ивановну и Копилку Знаний.

Аспирантура дала мне многое, преподаватели на кафедре встретились замечательные. Но процентов на 80 моя подготовка к кандидатскому минимуму основывалась на Копилке Знаний и Приложении к ней.

Вишенка на торте - сама моя диссертация, которой завершается обучение в аспирантуре. Она выросла из школьной исследовательской работы по литературе, написанной в своё время под руководством опять-таки Нелли Ивановны. Я много редактировала язык и вносила дополнения, но в целом материала этого давнего исследования мне хватило на три научные публикации, одна из которых ВАКовская.

Безусловно, я была прилежным и способным ребёнком, из которого закономерно вырос эрудированный человек. Но... каждый раз, когда я бросаю взгляд на книжную полку, где между взрослых справочников выглядывает школьная Копилка Знаний, я понимаю, что она для меня и бренд, и талисман, и вечное напоминание о том, как важна роль Учителя в жизни каждого из нас.

Художница Виктория Кирдий
Художница Виктория Кирдий

История 2, глазами учителя

Хотя я не принадлежу (пока) к "старшему поколению", более консервативного лингвопреподавателя, чем я, ещё поискать. Мои ученики, испытывая шок и чуть ли не психологическую травму, ибо в школах современные дети ничего подобного давно уже не видят (по крайней мере те дети, которые доставались мне, из разных школ Москвы), вынуждены осваивать, как пользоваться бумажными двуязычными словарями вместо Гугл-переводчика, и, что для них ещё сложнее, вести три тетради - по одной толстой для грамматики и лексики и одну для упражнений.

После тайного обращения к Гуглу при каждом домашнем задании ("отрицание"), акций протеста ("гнев"), тщетных попыток заведённые тетради раз в месяц терять ("торг") и вздохов ("депрессия"), у нас наступает стадия принятия. И вдруг, к приятному изумлению родителей, в голове чада хаотичные обрывки иностранных фраз наконец обретают какую-то систему, а после лета внезапно выясняется, что даже есть где повторить по порядку все пройденные слова и правила, не выискивая их мучительно среди картинок и диалогов, из которых на 90% состоят школьные учебники.

Я много слышала о преимуществах "компетентностного подхода". И я даже с ними не спорю. Недоумение у меня вызывает лишь одно: почему в модернизированной системе образования он не лёг поверх старой проверенной "знаниевой модели", чтобы на прочном основании соорудить нечто действительно эффективное и великое, а сравнял опыт предков с землёй и начал с нуля, отказавшись от давно придуманных благ методик прошлого...

Закончу цитатой из "
Покуда длится никогда" (вообще в контексте она про любовь, но очень уж в тему звучит🙈): "Фундамента недостаточно, чтобы получился дом, но не на что водрузить стены, когда нет фундамента".

_________

Рубрика: #полиуретановый кактус (нажав на этот хэштег, получите доступ к другим авторским историям и рассуждениям)

Если вам понравилось прочитанное, отметьте статью значком «большой палец вверх»:
автор обрадуется и мотивируется писать ещё,
а вам алгоритмы Дзена в награду покажут следующий его текст — плод этой самой мотивации.

#день учителя #школа #образование