Сегодня мы поговорим с вами о холодном оружии, которое зачастую вспоминается в контексте различных романов, подкрученных усов, Михаила Боярского, а чуть реже – бутылки рома и залихватских абордажей. Как вы могли догадаться, речь пойдёт о шпаге.
На первый взгляд дилетанта (меня в т.ч.) данное оружие является чем-то необъяснимым и парадоксальным. Под бдительным руководством и взором матушки Войны, доспехи, оружие и тактики совершенствовались и затачивались под определённые действия. Причём, на ранних этапах экстенсивным методом. Броня потолще, дубина потяжелее, удары посильнее. От аборигенов с палкой, до кольчуги или пластинчатого доспеха с мечом побольше. А потом нашествие грязных варваров и всё по новой. От непонятных крестьян с вилами, до миланского рыцаря с шестопёром, закованного в броню, словно орочий босс (что в принципе, было не далеко от реальности учитывая феодальную систему). Затем хитрые любители фейерверков дали миру огнестрельное оружие, постепенно снизившее ценность стальной кастрюли на голове. И вот, среди всей этой безудержной вакханалии затесалась неприметная шпага с её колющими ударами и ничтожным весом. Вроде и броню не пробьет, да удар полуторного меча или алебарды не остановит. Но это всё на первый взгляд.
Одна из теорий – что шпага в принципе создавалась как концепция «вилкой в глаз». Оппонента по дружеской зарубе, закованного в латы можно было остановить несколькими способами. Взять голозадого или не очень простолюдина, дать ему клевец или алебарду, способных пробить грудную клетку или шлем, и парочка таких людей заставит принять свою точку зрения любого рыцаря. Ну или альтернативный метод – иметь с собой за поясом кинжал, который в нужный момент перепалки, переходящей в кулачный бой, точно втыкается в сочленение доспехов, подмышку, шею, бедро и так далее. И шпага, в принципе вписывается сюда, так как имеет возможность для работы «в особо труднодоступных местах» вроде сочленений, да и менее защищённому человеку много не надо. Пара удачных колющих ударов «прямо в ляжку хащ-хащ» и всё. Однако, поздние образцы доспехов были довольно сильно защищены от подобных подлянок и так просто пробить сочленение было нельзя. Так что концепция это не основная.
Шпага – оружие кавалерии и прочих подвижных частей. Изначально, создавалась как упрощённая концепция меча, для снижения веса. Она была способна наносить режущие удары и рубить конечности и выпирающие части тела, так как имела просто чуть менее широкий профиль, но оставляла режущие кромки для нанесения подобных ударов и необходимую жёсткость клинка. Таскать с собой меч, спешиваться с ним и вести быстрые стычки против уже не сильно защищённого бронёй противника было не сказать, чтобы удобно. Поэтому в эпоху, когда стрелковое вооружение можно было повесить себе за спину и одарить маслиной неприятеля, подобные рода войск начинают использовать шпагу, как более эффективное оружие. Лишь спустя некоторое время, её вытеснят различные палаши и сабли, которые появились позднее, в т.ч. и у команды корабля. Ибо для конного воина наносить рубяще-режущие удары было в приоритете, а изогнутое лезвие в силу большей длинны режущей кромки делало это лучше.
Уже под руководством французов, шпага приобретает знакомый нам гранёный вид и оставляет за собой колющие удары, тому что надобность в различных двуручных мечах, моргенштернах и прочих средств пастука спадает, а вооружать чем-то охрану против немытого народа надо.
Ну и последняя, но не менее важная (а то и основная) особенность – шпага как церемониальное оружие. Статный воин зачастую таскал с собой меч на гражданке. Кто-то побольше, кто-то поменьше, но всё равно это было не так удобно и сподручно. А показывать свою принадлежность к дворянскому сословию надо. Вот тут и пришла на помощь шпага. Легкая, быстрая, способная дать отпор в мирной городской жизни, но показывающая, что перед вами не абы кто. И эту функцию шпага несла довольно продолжительный период относительно остальных.
Вообще, история у данной «приспособы» довольно большая. Различные рапиры, рейтарские мечи и прочие производные. Я лишь своеобразно обозначил общие моменты, на кой это вообще нужно кому-то, кроме дуэлянтов в фильмах про Францию.
Ну а у меня на этом всё, разрешите откланяться.
Автор - Евгений Махновский