В этой статье я хотел познакомить моих читателей с пернатыми хищниками лесной зоны европейской России, обитающими в той её части, что расположена севернее Москвы. Такой выбор определяется тем, я занимался изучением хищных птиц именно этой территории, хорошо знаю местные природные условия и живущих здесь хищных птиц. В этой части лесной зоны обитает 20 видов пернатых хищников. Немного южнее встречается ещё несколько видов хищных птиц, связанных с фрагментированными лесами южной части лесной зоны, но до лесов Верхневолжья эти виды не доходят.
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, может показаться на первый взгляд несколько странным. Ведь если птицы живут в лесной зоне, значит они к ней приспособлены. На самом деле, ставя этот вопрос, я хотел показать, насколько глубоко наши пернатые хищники приспособлены к жизни в лесу. А если приспособлены недостаточно, то почему. Необходимо также понять, в каких условиях они возникли, к какой среде по-настоящему глубоко адаптированы.
К истинно лесным могут быть отнесены виды птиц, хорошо приспособленные к лесной среде: их гнезда располагаются не только на опушке, но и в глубине лесного массива, гнезда строятся не только на вершинах, но и в нижней и средней частях кроны, при этом подлет к гнезду может быть сбоку, из леса, что предполагает способность легко и свободно летать между стволами и кронами. А самое главное, лесные виды способны добывать пищу в лесу, охотиться в кронах и на поверхности земли среди деревьев.
Давайте посмотрим, какие же из наших пернатых хищников соответствуют этим критериям, используя накопленные орнитологами знания и собственный опыт.
Виды в представленном ниже списке распределены не в систематическом порядке, а по степени усиления их связей с лесной средой.
Начнем с тех, кто на деревьях никогда не гнездится, устраивая гнезда на земле. Это четыре вида из семейства Ястребиных, луни степной, луговой, полевой и болотный. Все луни - птицы точно не лесные, никаких связей с лесной средой не имеющие. До последнего времени считалось, что эти виды обитали изначально в степном ландшафте, а в глубину лесной зоны проникли вслед за человеком, вырубавшим леса и создающим мозаичный, лесостепной ландшафт.
Соколы представлены у нас пятью видами. Эти великолепные охотники сами гнезд не строят, занимая чужие, в первую очередь гнезда сорок и ворон. В нашей зоне обитают четыре вида мелких соколов: чеглок, дербник, кобчик и обыкновенная пустельга. Чеглок и дербник охотятся в основном на мелких птиц, кобчик добывает крупных насекомых, а пустельга всем видам добычи предпочитает живущих на лугах и полях полёвок и других мелких млекопитающих. Все мелкие соколы охотятся в открытом ландшафте, на полях, лугах и болотах. С лесной, и в целом, с древесно-кустарниковой растительностью, они связаны лишь в гнездовой период, да и то опосредованно, через использование гнезд врановых. Никаких адаптаций к жизни и охоте в лесу они не имеют, в сплошных лесах не живут. Вывод: мелкие соколы хотя и гнездятся на деревьях, но по комплексу своих адаптаций птицы также не лесные.
Немного особняком стоит другой представитель семейства Соколиных, более крупный сокол-сапсан, любимая птица соколиных охотников. Его огромный ареал, охватывающий практически весь земной шар, свидетельствует о том, что этот космополит не имеет тесной связи с какой-либо природной зоной. Также как и его более мелкие собратья, сам он гнезд не строит. Гнездится на скалах, на деревьях в гнездах врановых, предпочитая гнезда во́рона. В тундровой зоне и на обширных болотах гнездится просто на земле. Глубоких связей с лесной средой не имеет, птица однозначно не лесная.
Семейство Скопиные включает всего один вид – скопу. На канале есть статья, подробно характеризующая этот вид, с описанием его экологических и морфологических особенностей. Скопа такой же космополит, как и сапсан, её ареал – почти весь земной шар. Во многих местах она гнездится на деревьях, но, в своем распространении с лесной зоной не связана. Там, где она находит подходящие для себя условия – чистые реки, богатые рыбой и отсутствие беспокойства, скопа может жить и без леса и без деревьев, строя гнезда на береговых обрывах, а в последнее время и на искусственных платформах, специально устанавливаемых для неё человеком. В лесной зоне скопа гнездится на деревьях, устраивая гнезда на самой вершине, выбирая деревья без верхушки над гнездом. Подлёт к гнезду всегда сверху. Летает над вершинами, избегает летать в лесу среди крон. Без сомнения это не лесной вид, для которого лес и деревья не являются жизненно необходимой средой.
Все перечисленные далее хищные птицы относятся к семейству Ястребиных. Все ястребиные гнезда строят самостоятельно.
Орёл-беркут. Самый известный среди орлов, царь птиц, всем орлам орёл. Обладает широким ареалом, охватывающим Евразию и Северную Америку. Может жить в горах, устраивая гнезда на скалах и речных обрывах. В лесной зоне гнездится на крупных деревьях в гривах среди болот. Для охоты беркуту необходимы открытые пространства, в лесной зоне это в первую очередь большие верховые болота. Гнездо располагает в верхней части кроны, подлетая к нему сверху. Хотя беркут и живёт в лесу, но глубоких адаптаций к лесной среде также не имеет.
Орлан-белохвост. Также как и беркут, при отсутствии древесной растительности орлан может строить свои гнезда на речных обрывах, а в широких поймах и в дельтах крупных рек даже на заломах тростника. В лесной зоне строит гнезда на деревьях в прибрежной части водоемов или даже на отдельно стоящих деревьях по берегам крупных озёр и водохранилищ. Гнёзда устраивает в верхней части кроны, подлёт к гнезду обычно сверху. Орланы населяют всю лесную зону, но глубоких адаптаций к жизни в лесу не имеют, будучи более тесно связаны с прибрежными биотопами.
Черный коршун. Гнездится в опушечной зоне, в глубине леса не селится. Также как орлан-белохвост, тяготеет к берегам водоемов, это один из самых обычных видов пойменного ландшафта, хотя иногда гнездится и на водоразделах. Гнездо устраивает в верхней части кроны, подлёт к нему всегда сверху, в кронах и между стволами деревьев не летает. В лесу не охотится, для охоты ему нужны открытые угодья. По берегам водоемов кормится в основном рыбой. Охотно поедает снулую рыбу и падаль. Такой же «условно лесной вид», как и орлан-белохвост.
Змееяд. Очень редкая хищная птица лесной зоны европейской части России. Гнездится в гривах среди болот, иногда на опушках пойменных лесов и в сохранившихся островах леса среди обширных гарей. Гнёзда строит в верхней части кроны, подлёт к гнезду всегда сверху. Для охоты змееяду необходимы открытые угодья, в лесу он не охотится. Ещё один «условно лесной» вид.
Канюк. Лесная среда необходима канюку для гнездования. И хотя канюк, также как чёрный коршун и другие «условно лесные» виды пернатых хищников строит гнезда на опушке, а охотится в открытых угодьях, но в отличие от них, он может летать среди деревьев в лесу, маневрируя между кронами. В соответствии с такими способностями, гнёзда канюки нередко делают в нижней части кроны, подлёт к гнезду при этом обычно бывает сбоку. Канюк может гнездиться в глубине лесных массивов, если там есть обширные гари или вырубки, по краю которых он устраивает свои гнезда, а на открытых участках вырубок охотится. Для охоты канюку необходимы хотя бы небольшие открытые пространства: поляны, вырубки, гари. Канюк может быть описан как переходный вид между «условно лесными» и лесными видами хищных птиц.
Осоед. Гнездится в пределах лесной зоны. Строит гнезда на деревьях. Гнёзда обычно находятся на опушке, но могут располагаться и в глубине лесных массивов. Осоед чаще устраивает гнёзда в нижней и средней части кроны. Подлёт к гнезду сбоку, поскольку этот хищник, также как и канюк, может летать между деревьями. Особенности морфологии этого вида, такие как относительно длинный хвост и заостренные крылья обеспечивают осоеду маневренный полёт среди деревьев и быстрый легкий вертикальный взлёт с поверхности земли. Может охотиться в лесу, хотя предпочитает искать свою добычу в открытых местах. Осоед более лесной вид, чем канюк, хотя для успешной охоты и успешного выкармливания потомства ему необходимы открытые угодья.
Большой подорлик. Ещё один представитель рода орлов, хотя и меньший по размеру, чем беркут. Места гнездования этого вида довольно специфичны – это заболоченные леса, нередко черноольшатники, то есть низинные болота с древесной растительностью в поймах рек и озер. Гнезда располагаются обычно в нижней части кроны, подлет к гнезду сбоку. Хорошо летает между деревьев, может охотиться в кронах деревьев. На всем пространстве своего ареала большой подорлик тесно связан с водяной полевкой, которую добывает на берегах водоемов или в разреженных прибрежных лесах. При отсутствии или низкой численности водяной полёвки может ловить в кронах деревьев белок и птиц. Вид без сомнения лесной, с глубокими адаптациями к жизни в лесной среде.
Малый подорлик. Внешне очень сходен с большим подорликом, фактически это виды-двойники с очень слабыми морфологическими различиями. Малый подорлик выбирает для гнездования более сухие места, хотя всё равно тяготеет к поймам рек и озер. Питание разнообразное, но в отличие от большого подорлика его основу составляют амфибии (в основном лягушки) и мелкие мышевидные грызуны (серые полёвки). Доля водяной полёвки в питании значительно меньше, чем у большого подорлика. Также как и большой подорлик, гнезда устраивает в нижней части кроны, хорошо летает между деревьями в лесу, может охотиться в лесу. Вид несомненно лесной, хорошо приспособленный к жизни в лесной среде.
Ястреб-перепелятник. Этот ястреб, как и его более крупный собрат, ястреб-тетеревятник, специализированный орнитофаг, хорошо приспособленный к жизни в лесной среде. Основа его питания – мелкие воробьиные птицы, которых он способен ловить как в открытых угодьях, так и в кронах деревьев и кустарников. Гнездится обычно в молодняках, гнезда хорошо укрыты, располагаются в нижней и средней частях кроны. Перепелятник быстро и маневренно летает среди деревьев, нередко охотится в лесу. Этот короткокрылый и длиннохвостый маленький ястреб, без сомнения, один из самых лесных видов наших хищных птиц.
Ястреб-тетеревятник. Специализированный охотник на птиц среднего размера. Гроза ворон и других врановых, а также голубей и дроздов. Гнезда тетеревятника нередко располагаются в глубине лесных массивов, обычно в нижней и средней частях кроны с подлётом сбоку, поскольку ястреб прекрасно летает среди деревьев. О глубоких приспособлениях к жизни в лесу свидетельствуют и морфологические особенности этого вида. Относительно короткие и широкие крылья и длинный хвост обеспечивают ястребу маневренный полёт среди деревьев и даже среди ветвей в кронах. Он может весьма эффективно охотиться в лесу, добывая птиц и белок в глубине кроны дерева, настигая их стремительным броском между вервями, где, казалось бы, невозможно проскочить такой достаточно крупной птице. Тем не менее, даже этот ловкий лесной охотник предпочитает, если у него есть такая возможность, охотиться в открытых угодьях. Тетеревятник истинно лесной вид, из наших пернатых охотников лучше всех приспособленный к жизни и охоте в лесу.
В завершение этого краткого обзора, я хочу обратить внимание на то, что среди живущих в лесной зоне пернатых хищников совсем немного видов истинно лесных. К таковым можно отнести оба вида ястребов, большого и малого подорликов и осоеда. Промежуточное положение «полулесного» вида занимает канюк. Все остальные хищные птицы лесной зоны, либо совершенно не лесные, как луни, либо «условно лесные», для которых лесная среда обеспечивает лишь определенные удобства и безопасность гнездования (в верхних частях кроны в приопушечной полосе), оставаясь для них чуждой средой, которую они для охоты не используют и в которую не стремятся проникать. Получается, что по комплексу своих адаптаций, наши пернатые хищники в большинстве своем не столько лесные, сколько лесо-степные виды, приспособленные к жизни в фрагментированном, мозаичном лесо-степном ландшафте, с чередованием лесных островов и открытых луговых или степных травяных сообществ. Такое распределение хищных птиц по отношению к лесной среде с одной стороны, свидетельствует о бо́льшем удобстве и высокой успешности охоты в открытых угодьях, а с другой – о том, что эволюционно наши пернатые хищники возникли и сформировались отнюдь не в условиях сплошной зоны лесов. Структура сообщества наших пернатых хищников и их глубокие адаптации к мозаичной среде свидетельствуют о том, что первоначальной ареной их эволюции была лесо-луго-степная Гиперзона плейстоценового периода, простиравшаяся от тундр до степей. Современный человек привык к тому, что между тундрой и степью расположена зона лесов, в которой последовательно сменяют друг друга различные зоны и подзоны древесной растительности. Начинаясь чахлой разреженной лесной растительностью лесотундры на севере, переходящей постепенно в северную, среднюю и южную тайгу, сменяющуюся в свою очередь хвойно-широколиственными, а затем и широколиственными лесами, лесная зона к югу изреживается, превращаясь в мозаику лесостепного ландшафта. Далее к югу простираются уже сплошные открытые пространства степей и лишь в поймах степных рек узкими полосами, вытянутыми вдоль речных долин ещё сохраняется древесная растительность. Но это картина нашего, или близкого к нашему времени, относящаяся к нескольким последним тысячелетиям. Исследования палеозоологов второй половины ХХ и начала XXI века неоспоримо свидетельствуют о том, что такая привычная нам природная зональность сформировалась относительно недавно, уже в голоценовом периоде, длящемся всего лишь 10-12 тысяч лет. А до этого, на протяжении, по крайней мере, двух - двух с половиной миллионов лет на месте зоны лесов от тундры до степей простирался мозаичный ландшафт с чередованием лесных и открытых угодий, наподобие хорошо известной нам африканской саванны или американских прерий.
Надо полагать, что именно в этом ландшафте возникли и сформировались многие современные нам виды животных, в том числе и наши пернатые хищники. В этом ландшафте огромные площади занимали открытые угодья, занятые травяными сообществами, чередующимися с островными лесами или отдельными куртинами древесной растительности. При этом на водоразделах было гораздо больше открытых угодий, чем в почти полностью облесенных поймах, где преобладала древесная растительность пойменных урём и топяных лесов.
На луго-степных просторах в то время обитали виды тундрового комплекса совместно с животными степей и полупустынь. Нам сейчас это трудно представить, но данные палеонтологии неоспоримо свидетельствуют, что в позднем плейстоцене на обширных просторах Евразии, занятых сейчас зоной лесов, в одних и тех же местообитаниях жили лемминги, песец, северный олень и овцебык, с которыми соседствовали малая пищуха, тушканчики, обыкновенная слепушонка, сайгак, кулан, лошади. Лесные массивы, сохранявшиеся в основном в поймах, населяли лось, бобр, лесные полёвки, благородный олень и косуля. Недаром животный мир позднего плейстоцена получил название смешанной поздневюрмской фауны. Смешанный характер этой фауны определялся совместным обитанием видов, разделённых в наше время широкой зоной лесов. Появление лесной зоны, отделившей открытые просторы тундр от тоже открытых, но расположенных южнее степей на грани позднего плейстоцена и голоцена (10-12 тысяч лет назад), привело к формированию отдельных тундрового и степного фаунистических комплексов.
Населенные мелкими млекопитающими (полёвками, пищухами, леммингами, тушканчиками, сусликами) травяные сообщества того времени представляли богатую и разнообразную кормовую базу для различных пернатых хищников. На луговых просторах обитало и огромное количество птиц. Современная лесная зона умеренного климата отличается высокой степенью увлажнения с избыточностью осадков в некоторые годы. Нет никакого сомнения, что и в плейстоцене на этой территории тоже выпадало достаточное количество осадков. А значит, на открытых луговых пространствах водоразделов в понижениях местности застаивалась вода, формируя влажные луговые и болотные растительные сообщества.
В наше время такие водно-болотные местообитания с высокой плотностью заселяют различные виды куликов, чаек, околоводных и водоплавающих птиц. То же самое происходило и в плейстоцене, только в гораздо бо́льшем масштабе, чем в наше время. Обилие птиц в открытых луговых местообитаниях обеспечивало пищей хищных птиц орнитофагов. Таким образом, именно лесо-степные природные условия плейстоцена, определили преобладание нелесных или «условно лесных» видов в современном нам сообществе пернатых хищников лесной зоны.