Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Мы преследуем две цели: первая-вспомнить (уточнить) понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить и систематизировать некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям, и конструктивному диалогу.
1915 год
Январь
6 - Угольщик флота "Элеонора Верман" потоплен у берегов Патагонии (Аргентина) британским (австралийским) линейным крейсером "Австралия"
Данный пароход, бывший в свое время угольщиком эскадры вице-адмирала Шпее отметился двумя довольно "эффектными" эпизодами. Первый эпизод - когда Шпее двинул свою эскадру к Фолклендским островам, то по некоторым данным он хотел не просто уничтожить там радиостанцию, склады и портовые сооружения, но и захватить остров! Для этой цели он приказал в Пунта-Аренас набрать добровольцев, обеспечить их винтовками, шанцевым инструментом, колючей проволокой и отправить их на Фолкленды в качестве гарнизона. Так вот одним из пароходов, который должен был доставить этот "гарнизон" был именно "Элеонора Верман". Второй эпизод более боевой и более ранний - 14 сентября 1914 года состоялся бой двух вспомогательных крейсеров: британского "Кармании" и немецкого "Кап Трафальгар". Оба эти корабля были переделаны из пассажирских лайнеров и плохо подходили для артиллерийской перестрелки, однако "Кармания", имевшая более мощное вооружение, одержала верх - "Кап Трафальгар" получил серьезные повреждения, вышел из боя и вскоре затонул. В конце боя, когда немецкий рейдер был уже поврежден и горел, а командир британской "Кармания" охваченной пожаром думал о том как бы дойти до Гибралтара на поле боя появился новый корабль.
Эти кораблем и был пароход "Элеонора Верман". Вооруженное одним старым орудием судно, под командой бывшего шкипера "Кап Трафальгара" Лангерханса пошло на сближение с "Карманией", желая его атаковать. Британский капитан, оценив состояние своего корабля и видя, что немецкий рейдер вскоре затонет, не принял боя и ушел.
Закончилась история парохода после встречи с "австралийцем". Австралийский линейный крейсер "Австралия" совершал переход из Тихого океана в Атлантический через Магелланов пролив на Ямайку. 6 января, им вдалеке от обычных судоходных маршрутов был замечен корабль. Крейсер попытался начать преследование, но это оказалось затруднительно из-за поврежденного винта. Невозможность нагнать преследуемого до захода солнца побудило совершить предупредительный выстрел из орудийной башни «А». Корабль остановился. Им оказался бывший немецкий пассажирский лайнер, сейчас вспомогательное судно "Элеонора Верман", которая не могла тягаться в скорости с линейным крейсером, хотя шанс у нее был. Экипаж "немца" был доставлен на борт, а сам корабль потоплен.
8 - Моторный катер "Кайзер Фридрих" затонул в Северном море во время шторма у г.Флюгге (Бельгия), погиб 1 человек.
14 - Прорыватель заграждений "Сан-Паоло" подорвался на мине и затонул в Северном море у о. Гельголанд, погибло 3 человека.
16 - Пароход "Гогенцоллерн" подорвался на мине и затонул в Балтийском море у Штольпе-банки, погибло 16 человек
21 - Подводная лодка U-7 потоплена в Северном море германской подводной лодкой U-22
По данным А.Гайера подводная лодка U-7 погибла от торпеды, выпущенной своей же подводной лодкой из-за неправильно понятого опознавательного сигнала.
В книге Гибсона и Прендергаста эпизод с гибелью U-7 описан достаточно трагично. По их словам, сведения о гибели лодки пришла та самая субмарина- U-22,которая ее потопила. Как описывается, 21 января U-22 у голландского побережья встретила подводную лодку, дважды вызывала ее для обмена опознавательными знаками, но не получила ответа. Считая, что перед ним английская подводная лодка командир Г-22 Оппе потопил ее торпедным выстрелом. С погибшей ПЛ был спасен один человек, который уцелел, он и рассказал ,что потопленная субмарина была немецкая ПЛ U-7. По злой иронии судьбы командир U-7 Георг Кениг был лучшим другом командира U-22 Оппе. Встреча произошла на закате, и есть мнение, что Кениг не рассмотрел против солнца подаваемых ему световых сигналов для опознания.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну 1914-1918/ А.Гайер. - Цитадель, 1998. - 104 с.; Больных, А. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. - М,: Яуза: ЭКСМО: 2013. -288 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война. 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.: Харвест,2002. - 464 с.