Порой, оглядываясь на то, что случалось в прошлом, то совершенно не удивляешься тому, что дороги – одна из вечных бед России. Ведь чтобы они не становились бедой и их, и мосты, надо содержать в порядке и неплохо бы чинить. А у нас порой, только экстраординарные события вроде стада слонов к таким подвигам как ремонт дорог и мостов приводят.
Итак, весной 1741 года стало известно, что в Петербург, к императору Ивану VI и его маменьке Анне Леопольдовне направляется посольство из далекой Персии. Посольство везло дорогие подарки, а также 14 индийских слонов в подарок великому правителю Севера.
Так вот ответственные лица изучили маршрут и в Канцелярию от строений пришел доклад, что Аничков мост, по которому должны были прогнать это стадо, слонов не выдержит, так как «изрядно обветшал».
Поэтому в срочном порядке занялись ремонтом Аничкова и еще нескольких мостов, а заодно послали перса, который ухаживал за теми слонами, которые были в Петербурге ранее, чтобы он изучил дорогу до Москвы и срочно сообщил, что надо поправить.
И поправили. И слоны дошли в сентябре 1741 года. А зачем они и дорогие дары, среди которых были очень ценные вещи из сокровищницы Великих Моголов вообще попали в Россию? Считается, что в планах Надир-шаха, захватившего недавно власть в Персии, было сватовство к Елизавете Петровне.
Но то ли посол не стал обострять обстановку при дворе и не решился встретиться с Елизаветой Петровной, то ли хитрая лиса Остерман не стал организовывать такую встречу. Впрочем, всего через пару месяцев после прибытия посольства обиженная тем, что ей не дали встретиться с персидским послом Елизавета Петровна устроила переворот. И Остерман отправился в Березов.
Конечно, переворот Елизаветы Петровны случился не потому что ее не выдали замуж в далекую Персию. Он бы, скорее всего случился бы в любом случае. Но все-таки какая ошибка Остермана. Ведь можно было бы сплавить опасную конкурентку какой-нибудь третьей женой Надир-шаха. И правил бы себе Иван Антонович с советами Остермана. Другое дело, что русских царевен никогда за мусульманских правителей замуж не выдавали. Но до Петра I и за лютеран они тоже замуж не выходили. Все могло когда-то бы случиться в первый раз.
Но не помогли слоны сватовству. Хорошо хоть Аничков мост починили. Чтобы барону Клодту потом нашлось отличное место для его знаменитых статуй, о которых в Петербурге рассказывают прекрасные в своей точной площадности стихи:
«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту.
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых ж…ы»
А слоны помогали починке дорог в России и через сто лет с лишним лет после этих событий. Аксаков писал родителям о слоне, которого везли в Нижний Новгород:
«…... Забавно то, что он во многих местах поправил дороги. До Нижнего он шел пешком и, как он очень труслив, то вступил на мост и почувствовал его жидкость, сейчас обращается назад. Нечего делать: строят мост крепкий, так чтобы слон не изволил опасаться!…»
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм