Роспотребнадзор, это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Любой гражданин может обратиться в Роспотребнадзор с предложением, заявлением или жалобой, в которой сообщить о нарушении своих прав со стороны продавца (исполнителя работ, услуг).
В результате рассмотрения жалобы Роспотребнадзор может возбудить дело об административном правонарушении и наказать виновника.
Так, например, недавно, дольщики одного коварного застройщика пожаловались на условия договора долевого строительства многоквартирного дома. По условиям договора компания навязывала потребителям свое право не возвращать потребителю разницу в стоимости объекта при возведении его площадью меньшей, чем оплачено потребителем. То есть, если Вы оплатили 100 кв.м., а Вам передают 80 кв.м., то переплату за 20 кв.м. предполагалось оставлять компании, наверное на чай… Более того, если вдруг дольщик решал расторгнуть договор, компания-застройщик предусматривала штраф в размере 10% от суммы договора, а при заселении нужно было заключить договор с определенной управляющей компанией. В ходе проверки Роспотребнадзор сделал заключение, что вышеуказанные условия договора не соответствуют действующему законодательству, в т.ч. Закону о защите прав потребителей. Учитывая все доказательства совершенного правонарушения в виде включения в договор условий, ущемлявших права граждан, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.14.8 КоАП РФ – штраф 10000,00 руб.
Как правильно обращаться в Роспотребнадзор? Рассмотрим алгоритм.
1. На самом деле законодательство содержит ограничение для подачи жалобы в Роспотребнадзор, так нужно сначала направить жалобу самому продавцу (исполнителю) и только когда он откажет или оставит без рассмотрения, тогда можно направить жалобу в Роспотребнадзор.
Есть еще тонкость, если Вы планируете подавать на продавца в суд, тогда я рекомендую предварительно направить претензию даже если не обращаться в Роспотребнадзор. Это необходимо для того, чтобы, если Вам откажет продавец (исполнитель услуг) в удовлетворении Ваших требований, суд, в дальнейшем оштрафует продавца на сумму 50% от цены иска.
Например, Вашу квартиру залило по вине управляющей компании, ущерб оценен в размере 100000,00 руб., Вы обращаетесь в УК, она отказывает или молчит, тогда суд оштрафует УК на 50000,00 руб. (50% от 100 тыс.руб.) и Вы в результате взыщете 150000,00 руб.
2. Куда обращаться.
Нужно определить в какой территориальный орган (ТО) Роспотребнадзора Вам необходимо направить жалобу. Обычно в магазинах, в «уголке потребителя», указывается контактный телефон ТО Роспотребназора, но это обязательно только для медицинских услуг и телефона может не быть. Тогда нужно воспользоваться сайтом Роспотребнадзора - www.rospotrebnadzor.ru , и найти необходимый отдел.
3. Способ обращения.
Обратиться в Роспотребнадзор можно лично, по телефону, направив по почте, а также в электронном виде через сайт или электронную почту. Даже через некоторые МФЦ если у них между собой заключено соглашение о взаимодействии.
При обращении путем заполнения специальной формы на сайте, обращение попадет в центральный аппарат Роспотребнадзора и скорее всего, будет спущено в Территориальный отдел. А в территориальном отделе уже будет направлено в спец.отдел, например, если жалоба касается условий труда (опять, например, очень холодно или жарко в офисе), то жалоба попадет в «подразделение надзора в сфере труда».
Кстати, обращение должно быть зарегистрировано в течение 3-х дней с даты поступления.
4. Содержание обращения.
В обращении (жалобе) необходимо указать:
4.1. Территориальный орган Роспотребнадзора, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица.
Например:
- В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Восточном АО города Москвы;
- Ермоленко Маргарите Валентиновне;
- Начальнику территориального отдела, Главному государственному санитарному врачу по Восточному АО г.Москвы.
4.2. Свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
4.3. Адрес электронной почты (если обращение направляется в форме электронного документа);
4.4. Почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ;
4.5. суть обращения, если есть доказательства, материалы по жалобе – прикладываем копии.
4.6. дату и личную подпись.
5. Что нужно учитывать, чтобы жалоба была рассмотрена?
5.1. Роспотребназор не будет рассматривать, если Вы не указали свою фамилию, да именно фамилию, про имя и отчество речи не идет при отказе. Однако если сообщение содержит сведения о преступлении или преступниках, то даже такая анонимка будет перенаправлена на рассмотрение в специальные органы, например, в полицию…
5.2. Может не рассматриваться жалоба, содержащая нецензурную брань, оскорбления, угрозы. Это касается любых обращений в любые государственные или муниципальные органы управления. Помню, как то давно, попадалось сообщение, что в суде обжаловался отказ в рассмотрении жалобы каким-то должностным лицом, суд сказал, да можно отказать в рассмотрении, если жалоба пишется хоть и красивым, но матерным слогом…
5.3. Не будет рассматриваться жалоба, если у Вас корявый почерк на столько, что его невозможно прочитать. Инструкция при этом говорит не совсем понятные вещи, что обращение с нечитаемым почерком должно быть направлено в компетентный орган или должностному лицу.
5.4. Если в обращении нет сути, ну например, что построили некрасивый торговый центр у метро Щелковская – он же автостанция (кстати, очень много недовольных сообщений на эту тему видел), то, конечно обращение будет оставлено без рассмотрения…
5.5. Не дадут ответ, если уже давали ответ, т.е., гражданин пишет и пишет одну и ту же жалобу.
5.6. Роспотребнадзор не станет отвечать, если уже есть ответ и он размещен на официальном сайте. Например, Вы пишите обращение в Роспотребнадзор: «Продавец на рынке выходного дня отказывается предоставить мне медицинскую книжку, имеет ли он право отказать?». А Роспотребнадзор может ответить, что на данный вопрос есть официальный ответ по адресу такому-то… Кстати, потребитель не имеет право требовать мед.книжку у продавца, это могут только надзорные органы.
6. Ответ Роспотребнадзора.
По общему правилу ответ дается в течение 30 дней. Письменно - если направляли письменно, по электронной почте – если направляли посредством Интеренета, может даже устно, если вопрос не сложный, а ответ на него очевидный…
Образец жалобы.