Когда мы начинаем относиться к зависти как к форме эмоционального интеллекта, мы получаем доступ к мощным данным о том, кем, по нашему мнению, мы должны быть.
Зависть и что должно (не) быть
Зависть часто рассматривается как своего рода психологическая или даже духовная ошибка. Нам говорят, что если бы мы могли просто перестать сравнивать, то перестали бы отчаиваться. По-видимому, предполагается, что, когда вы достаточно развиты, вы просто не будете беспокоиться о том, что делает или имеет кто-то другой.
Мы не только не имеем того, чего хотим, но и достаточно мелки и заблуждаемся, чтобы чувствовать себя плохо из-за того, что это есть у кого-то другого.
Но этот взгляд исходит из упрощенного понимания того, что такое зависть и как она работает. Зависть-это не просто желание того, что есть у кого-то другого. Речь идет о том, чтобы увидеть, что есть у кого-то другого, и поверить, что это должно быть у вас.
Предположим, например, что я замечаю, как кто-то проезжает мимо в кабриолете в солнечный день. Когда я просто чувствую, что хочу кабриолет, человек, которому принадлежит машина, в значительной степени не имеет значения. Они просто оказались рядом, когда я думал о том, как было бы здорово иметь кабриолет.
Но когда я испытываю зависть, мне кажется, что я должен быть на их месте — как будто отсутствие у меня кабриолета-это какая-то системная ошибка. Почему у этого другого человека есть кабриолет, когда у меня его нет? Это кажется совершенно неприемлемым. Проблема не только в том, что у меня нет чего-то, что есть у кого-то другого. Дело в том, что у меня нет того, что я должен получить.
Зависть так мучительна отчасти из-за этого чувства, что все идет не так, как должно быть. Наш мозг абсолютно ненавидит ощущение того, что реальность находится в неправильном состоянии. (Если вам нужны доказательства, просто представьте себе мир, созданный вашими политическими оппонентами.)
Но эта убежденность в том, что должно быть, также означает, что зависть имеет своего рода скрытое содержание. Это как карта, которая показывает нам, куда, по нашему мнению, должна идти наша жизнь.
И для тех из нас, кто давно похоронил или отрицал наши уникальные навыки или чувство призвания, зависть может быть единственной картой этой конкретной территории, к которой мы в настоящее время можем получить доступ.
Однако, к сожалению, большинство из нас не знают, как расшифровать эту карту. Поэтому мы заканчиваем тем, что просто ругаем эту ошибочную, неприемлемую версию реальности, в которой другие люди продолжают получать наши вещи. Вместо того чтобы использовать карту для переориентации, мы тратим время на то, чтобы осуждать себя за чувство зависти или мир за то, что он не соответствует нашим мечтам.
Вот почему это происходит и что делать вместо этого.
Зависть как эмоциональный тупик
Если бы я просто хотел автомобиль с откидным верхом, я мог бы начать строить планы о том, как я мог бы его получить.
Однако, если я завидую кому-то другому за то, что он у меня есть, моим первым побуждением обычно является сосредоточиться на том, что уже пошло не так. Это имеет смысл с точки зрения эволюции человека: если огонь в пещере не должен был погаснуть, то важно знать, что пошло не так, чтобы это не повторилось снова.
Так что, если у меня должен быть автомобиль с откидным верхом, мой мозг начнет пытаться понять, почему этого не произошло. Почему именно я нахожусь в этой дерьмовой реальности, где у некоторых людей есть кабриолеты, и я не один из них? Кто или что виноват в том, что все идет не так, как должно быть?
Обычно виновные делятся на три основные категории:
- Другой человек (держу пари, они обманом добрались до этого модного кабриолета);
- Вселенной в целом (ОЧЕВИДНО, ЧТО ЖИЗНЬ НЕСПРАВЕДЛИВА, ИНАЧЕ Я БЫ ВОДИЛ ЭТОТ МОДНЫЙ КАБРИОЛЕТ);
- Мы сами (я отстой в приобретении модных кабриолетов, плюс я плохой и духовно отсталый человек, потому что я чувствую зависть к другим)
Поскольку № 3 настолько болезнен, кажется, что гораздо проще выбрать один из первых двух. Но, поскольку мы ничего не можем поделать ни с тем, ни с другим, они просто усиливают наше чувство бессилия и заставляют нас чувствовать себя хуже в долгосрочной перспективе. Смысл № 1 и № 2 в том, что у кого-то другого есть то, что должно быть у меня, и я ничего не могу с этим поделать.
Но даже если мне удастся развлечь № 3, импульс поиска вины означает, что я сосредоточен на том, что уже пошло не так, а не на том, что могло бы пойти правильно. Смысл № 3 в том, что я недостаточно хорош, чтобы получить то, что хочу, и доказательство прямо передо мной.
Поэтому я не начинаю думать о том, как я мог бы изменить эту ситуацию с течением времени, чтобы в будущем все было по-другому. Я не задумываюсь о том, как мои навыки могли бы дать мне то, что, как говорит моя зависть, я уже должен был получить. Вместо этого я кричу на себя за то, что не сделал этого прямо сейчас. Я говорю себе, что глупо сравнивать и отчаиваться, как будто сравнение было проблемой.
Вот как зависть заводит нас в эмоциональный тупик.
Продолжение следует....(Завтра на канале)