Найти в Дзене

Особенный ребенок

Долго не решался поднять тему особенных детей. Но время пришло. Публикую рассказ мамы ребёнка без сокращений. Оставить один вопрос без её истории невозможно. Нужно понимать всю сложность ситуации.

С самого рождения малыш не мог успокоиться, постоянно плакал. Чтобы его усыпить, носила по квартире до двух часов ночи, когда силы заканчивались — укладывала в колыбель, качала, гремела погремушкой, этот шум отвлекал и сын засыпал. Днём тоже было несладко, ребёнок не мог спокойно играть. Носила по квартире, показывала что-то новое, переключала внимание на разные объекты, это помогало удерживать его в относительном спокойствии. Происходящее утомляло, чувствовала себя как на пороховой бочке. Через полгода уже ходила как зомби. Как-то гуляла в парке с коляской, села на пенёк и захотела там остаться, чтобы не возвращаться в этот кошмар.

Когда ребёнок научился ходить, начал бегать по квартире кругами, при этом закатывал глаза наверх или смотрел в сторону. Такое поведение тревожило меня. На улице был зациклен на одном маршруте: как-то папа сводил его в гараж, а по дороге купил конфету. После этого каждый раз нужно было идти этой же дорогой и заходить в магазин.

Об аутизме узнала намного позже, ближе к двум годам, когда увидела, что мой малыш не просто беспокойный ребёнок, но также не понимает обращённую к нему речь. На простое слово «пошли» или даже на своё имя не откликался - будто звук пролетал мимо него.

Посоветовали безглютеновую, безлактозную диету, плюс развивающие занятия. После этого сын стал понемногу понимать речь. Что мы только не прошли - томатис, специальные наушники, стимулирующие мозг, иглоукалывание, биодобавки, анализы, занятия и снова занятия.

Дети с аутизмом часто истеричны, не способны справляться с эмоциями. Нет широты мышления, гибкости ума, как у обычных детей.

Сейчас, перед походом в школу, основная проблема - концентрация внимания. Ему трудно сфокусироваться на чем-то одном. Не собирает конструктор как его одногодки, не умеет играть самостоятельно. Постоянно требует моего внимания, чтобы говорила на любимые темы, но они всегда одинаковые. От этого зависает мозг, говорю на автопилоте.

Растёт непослушным, обычному ребёнку достаточно сказать один раз, или даже посмотреть, он всё поймёт. В нашем случае в чувство приводит папин крик. Я старюсь воспитывать, держа себя в руках. У сына отсутствуют устремления в жизни, нет желания чем-то заниматься, кем-то стать. Говорит, что скучно жить. Я говорю, что надо найти увлечение, тогда станет интересно. Всё приходится заставлять. Хотя недавно увлёкся лошадьми и немного футболом. Но всё без энтузиазма.

Ему страшно спать без меня. Даже с бабушками оставить на несколько дней проблематично. Не умеет дружить с другими детьми, хотя с некоторыми находит общий язык, обычно это мудрые, спокойные дети.

Больше всего хочу, чтобы мой сын вырос самостоятельным человеком и смог устроить свою жизнь без опеки родителей. Буду рада, если Крайон поможет в воспитании моего ребёнка.

Крайон готов помочь с поиском ответа. Начну с низкого поклона перед родителями, которые пригласили в свою жизнь душу особенного ребёнка. Вы смелые, терпеливые, у вас обязательно всё получится, вы справитесь со всеми сложностями. Пусть отчаяние и страх отступят, а их место займут понимание и мудрость перед вашим выбором. Как можно чаще повторяйте: «Со мной и с моим ребёнком всё в порядке»

Теперь пройдёмся по всем сложностям. Младенцы хорошо воспринимают музыку и приятный, успокаивающий голос. Обычно на девочек хорошо воздействует мужской вокал, на мальчиков — женский. Найдите исполнителя или несколько групп, которые будут транслировать нейтральные, успокаивающие эмоции. Пусть в детской комнате постоянно играет музыка. Колонку можно поставить поближе к кроватке, но не включайте слишком громко.

Днём можно использовать манеж. Поставьте его напротив телевизора — лучше всего подойдут передачи о животных, снятые крупным планом. Движение птиц, белок, звуки леса, джунглей привлекут внимание малыша. Постоянно носить на руках не надо, это вымотает вас и съест заряд терпения. Подходите к манежу регулярно, но не часто. Дайте ребёнку побыть одному, даже если он плачет. Слёзы высохнут, а внимание переключится на звуки и картинки по телевизору.

Бег по квартире кругами необходим ребёнку. Пусть развлекается как хочет, у него свой способ выхода энергии. Не думайте о том, как это выглядит со стороны. Любой ребёнок может быть на своей волне и выглядеть непонятным для взрослых.

Зацикленность на одном маршруте является нормой для аутиста. Тем не менее, пробуйте ходить по новым улицам, обязательно добавляйте «эмоциональный якорь» из старого маршрута. Покупка журнала, конфет, изучение цветов, деревьев. Даже разговор может сработать и успокоить. Для этого вспомните, о чём говорили, когда шли старой дорогой.

Детям с синдромом аутистического спектра нужны занятия, впрочем, как и другим детям. Можно провести аналогию с плаванием. Если обычного ребёнка кинуть в воду, то он хорошо или плохо, но поплывёт. Аутиста надо обучать плаванию, он не сможет поплыть самостоятельно. Именно так выглядит метафора социализации. Одни идут в детский сад и без проблем общаются со сверстниками и воспитателями. Другим необходимо обучение. Ищите старые и новые методики, разработанные с учётом особенностей вашего ребёнка. Важно, чтобы они бережно обучали его пониманию себя и других.

Концентрация внимания — это и проблема и преимущество для подобных детей. Суть в том, что ребёнок будет сосредоточен, если ему интересно, поэтому для начала нужно заинтересовать. Если есть что-то от чего он фанатеет, то добавляйте эту особенность в школьный предмет. Например, ребёнку нравятся лошади. Расскажите, что с помощью математики, можно посчитать, сколько дать корма, какие сделать запасы и даже здоровье лошади зависит от правильно высчитанной дозы лекарства. Все ученики будут видеть скучные цифры, а ваш ребёнок — помощь любимому животному.

Если ум зацикливается на одних темах, попробуйте соединить старое увлечение с новым. Пусть всё плавно перетекает из одного в другое. Это поможет увидеть взаимосвязь разного.

Непослушный ребёнок — только видимость. На самом деле он скорее непонимающий, чем непослушный. Вам надо найти к нему подход. Это могут быть слова, после которых следует закрепляющее действие, имеющее для ребёнка ценность. Например, вы переключаете его внимание разговором на тему, которая ему интересна, затем предлагаете что-то важное для него. А уже после этого говорите: "остановись, перестань". Просто сделать замечание будет неэффективно, поэтому действуйте, исходя из этой рекомендации.

У ребёнка должна быть мягкая игрушка, с которой он будет спать в обнимку. Он может назвать её именем мамы, это поможет привыкнуть спать без сопровождения. Для начала оставляйте его на пять минут, потом — на десять. Объясните, что игрушка присматривает за ним, оберегает его. Постепенно увеличивайте интервал, затем дойдите до целой ночи без вас.

Объединяйтесь с другими родителями, это поможет обмениваться опытом и вместе искать решение в сложных ситуациях. Никогда не стесняйтесь своего ребёнка, помните: он также талантлив как и остальные дети.

Крайон желает всем родителям терпения и сил.