Я какое-то время пытаюсь донести до своих детей (и до себя) идею о том, что мы живем в одной системе, и что каждый из нас влияет на состояние этой системы, как и система влияет на нас.
Например, такой случай: младшая дочь устала и неважно себя чувствует, прийдя со школы. Она не понимает причины своего состояния и начинает цепляться к старшей. У старшей вполне нормальное настроение, но ей не нравится поведение сестры и она чувствует себя обязанной совершить какое-то возмездие, отплатить ей той же монетой (только, как обычно, отомстить хочется сильнее). В итоге, она делает нечто неприятное младшей, которая и так уже была не в духе, и та окончательно теряет контроль над эмоциями - начинает кричать и размахивать руками. Дело попахивает дракой.
Младшая дочь не выдерживает противостояния и забегает ко мне в комнату, чтобы пожаловаться на сестру, а я в этот момент сосредоточена на своём каком-то деле. Монотонные вопли ребенка выдергивают меня из вовлечения в свое важное занятие. На просьбы сбавить громкость и прекратить истерику мне не отвечают. Предложение разобраться позже не находит отклика, и продолжается раскачка негатива. Я раздражена, ведь мое дело зависло.
Уже, допустим, вечер и я тоже прилично устала, в итоге я кричу на младшую, включаюсь в их конфликт, иду разбираться, но, увы, с горячей головой. Параллельно натыкаюсь на разбросанные фантики от конфет или наступаю на какую-то мелкую игрушку.
Все, я уже не способна на конструктивные решения. Я в раздрае, забираю у старшей рисование, требую сделать сначала уборку, я отвожу младшую в другую комнату, требуя замолчать, сама иду заниматься делами.
В итоге мы все без настроения, никому теперь не хорошо. Общий эмоциональный фон негативный. Я недовольна собой - пилю себя за потерю самоконтроля. Старшая дочь вынуждена разбирать беспорядок, хотя хотела рисовать. Младшая сидит одна в комнате, хотя хотела поиграть.
А могли бы как минимум сберечь силы и сохранить спокойствие, если бы понимали значимость своего вклада в общее дело.
Но в подобные моменты мы чувствуем нашу разрозненность и озабочены только своими нарушенными планами.
А если посмотреть на семью как на единый организм, где каждая часть влияет на другую и связана с ней тем или иным образом. Если относиться к ней как к чему-то совместному - нашему, то, наверняка, эффект будет приятнее.
Если бы старшая, увидев токсичное поведение сестры, просто не стала отвечать, поняв, что ответное поведение не приведёт к хорошему исходу. Возможно, ушла бы в другую комнату.
Если бы младшая дочь понимала, что причина ее настроения не в сестре и выместила бы свой негатив на чем-то другом.
Если бы я понимала, что сейчас мне лучше оторваться от своего дела, успокоить одну дочь, поддержать другую, а потом уже помочь им разобраться, если надо.
Сегодня мне пришла на ум интересная аллегория, к которой подтолкнула меня старшая дочь, когда мы выходили из дома. Я случайно подвернула ногу - наступила на какую-то неровность в асфальте. (Со мной все в порядке - я просто споткнулась, но чуть не упала). Дочь решила пошутить и сказала: «Какая плохая нога твоя, накажи ее». Обычная детская шутка, но какая интересная мысль!
Мне никогда не придет в голову сознательно сделать что-то плохое с ногой , ведь нога - это часть меня и, «наказав» ее, я накажу себя.
Интересно, но ведь так же и с семьей, и с любой другой системой.
Отдаляясь, наказывая кого-то, кто с нами в одной упряжке, мы делаем хуже в перспективе не кому-то, а себе, потому что мы - часть общей системы.
Нам, людям, очень не хватает этого осознания. Мы все - часть одной системы.
Я думаю, в глобальном масштабе, лучше не делать плохо, если можешь этого не делать. Сделать выбор в сторону не причинения вреда, в сторону созидания. И начать вообще с самых близких...
Во благо всем живым существам)