Ровная местность, изредка перемежаемая холмами и возвышенностями
Не побоюсь этого слова, гигантов прогрессивной рок-музыки Yes можно сравнить с давно потухшей звездой.
Непревзойдённая классика, созданная группой в период 70-ых и частично – 80-ых годов прошлого века, навеки вписала это имя в анналы музыкальной истории. Но, как это часто происходит, со временем меняются не только составы участников, но и вместе с этим или даже вопреки этому, изменяется и сама музыка, как правило, не в лучшую сторону.
Из классического состава группы в качестве действующих лиц осталось двое участников – гитарист Стив Хау и барабанщик Алан Уайт. А после ухода яркого и самобытного вокалиста Джона Андерсона команду постигла судьба многих коллективов, которых оставляют голоса, ставшие визитной карточкой (для примера упомянем Uriah Heep, Marillion, Van Halen, да и собственно не менее именитых и близких по духу Genesis, но понятно, что после ухода старины Фила, а не Питера Гэбриела). Что-то важное вдруг утрачивается и от былого остаётся имя, да остатки прежней роскоши, стиля и музыкальных находок.
Вот и слушая новый альбом Yes, возникает знакомое чувство навсегда утраченного, хотя все компоненты будто бы на своих местах. Многоходовые, плавно перетекающие из одной части в другую, длинные композиции. Мелодичность, изящность, оркестровость, возвышенность. Высокий и нежный вокал. Мастерство инструментального исполнения.
Ан нет. Нужны ещё отличные песни. Также желательна рок-составляющая, раз уж это Yes. Ну и мало быть похожим на Андерсона. До него ещё нужно дотянуться.
Лишь самый первый трек The Ice Bridge ближе всех остальных подбирается к классическому материалу группы. Стилистически это прог-рок 80-ых и это самая быстрая композиция пластинки. Интересный и математически выверенный рифф гитары тут словно перекликается с выпадами соло-партий, отчего песня раскрывается во второй, инструментальной части и слушается на новом дыхании.
На этом, собственно, Yes как прог-рок-группа заканчиваются и трансформируются, скорее, в прог-арт-поп. Большинство песен довольно безлики и сливаются в один поток, не в последнюю очередь благодаря тому, что все они сыграны примерно в одном, среднем ритме. От них и не устаёшь, и слушаются все довольно приятно, но вот так, чтобы запасть в голову (не говоря уже о душе) – точно нет. Не помогает и оркестровая, также внушительная, часть.
Таковы Dare to Know, Minus the Man, The Western Edge, The Living Island и Damaged World. Есть и откровенный арт-фолк – с дудочками и сельскими напевами (Sister Sleeping Soul), и стилизация под The Beatles (Mystery Tour), но больше напоминающая Дэвида Боуи с совершенно отсутствующей харизмой. В Leave Well Alone неплохая, как будто бы сымпровизированная концовка, отчего возникает интересный джазовый налёт.
Вообще, стоит отметить, что Джон Дэвисон как солист крайне невыразителен. Он поёт примерно в одном ключе, сильно недотягивая по части агрессии и драмы. Получается какой-то недоАндерсон. В результате приходишь к парадоксальному выводу – сделай музыканты альбом полностью инструментальным, последний бы только выиграл. Среди всех этих среднетемповых песен нет ни ускорений, ни замедлений. Нет ярости и напора. Восхищение и сопереживание способна вызвать лишь гитара. По всему полотну диска разбросаны неплохие соло-моменты и есть отличные риффы, но всё это, опять же, очень робко, осторожно, старательно не выходя за границы дозволенного.
Как результат – на всём протяжении The Quest нет ни одного всплеска. Он просто до безобразия ровный.
Тем не менее, и среди этой однообразной долины можно найти некоторые сокровища (помимо первой композиции).
Песня Future Memories обладает прекраснейшим припевом и сильно напоминает Pink Floyd эпохи Гилмора. И даже Дэвисон тут вырывается за пределы своей запечатанной темницы эмоций.
Также очень хороша Music to My Ears. Она содержит несколько умело сбалансированных между собой элементов: поп, психоделия, прогрессия и симфо-рок. Вокал, гитара и синтезатор тут образуют вальсирующее сочетание, прекрасно передающее общее, приподнято-небесное настроение.
Тем не менее, новый альбом увидел свет. Стоила ли игра свеч?
И да, и нет.
Безусловно, это уже давно не та группа, блиставшая в качестве одного из главных достижений британского рока. И то время не вернёшь, как ни старайся. С другой стороны, по крайней мере в некоторых песнях и фрагментах группа нащупала что-то, соединившее прошлое и настоящее, произведя на свет новую и замечательную музыку.
Поэтому, кто знает – может у этой музыкальной единицы и есть большое будущее, которое скажет громкое «Да!» её новым творениям.
Поживём – услышим.
Оценка: 2,5/5
Источник фото: www.discogs.com