Найти в Дзене
Parents Area

Каприз. Истерика. Агрессия. Особенности поведения дошкольников

Капризный ребенок. Источник фото: https://clck.ru/Xx5SA
Капризный ребенок. Источник фото: https://clck.ru/Xx5SA

Думаю все мы видели тех детей, которые в бурной истерике катаются по полу магазина, или же с громким плачем стоят посреди улицы, отказываясь следовать за родителем. Видя таких детей со стороны некоторые из нас обязательно неодобрительно покачают головой, а того хуже, еще и родителям замечание сделают, мол какой невоспитанный. А давайте посмотрим на это с другой стороны! Что еще может ребенок? Маленький человек, только изучающий мир и способы контакта с ним; еще толком не освоивший речь, а тем более навыки взаимодействия и решения несогласованностей. Так и получается, что ребенок может только показать эмоцию. А особенно, когда доводы ребенка родитель не слышит, не видит, или не хочет доступно объяснить чаду почему "нельзя!".

Все дети эмоциональны!

Эмоции ребенка дошкольного возраста всегда яркие, бурные, быстро сменяющиеся друг другом, и, самое главное, бесконтрольные. Маленький дошкольник (1-2 года) пока еще никак не может управлять своими эмоциями. Пока ребенок совсем маленький, мы по его эмоциям можем только ориентироваться на его настроения и самочувствие. Эмоции становятся ответом на среду, действия окружающих, или свои собственные. Но постепенно малыш растет, в нем формируется мышление, память, восприятие. И со временем ребенок понимает, что когда он плакал, всё внимание было вокруг него, и он получал то, что было необходимо. И вот пришло осознание: слезы = получить желаемое. Теперь эмоции = манипуляции.

Но ведь не все дети себя так ведут!

Действительно! Здесь все зависит от ситуации в семье и общения со сверстниками. Если ребенок получает достаточно внимания, его пожелания учитывают там, где это необходимо, то и в эмоциональном проявлении мы чаще будем видеть доброжелательность. И наоборот, там, где ребенок недополучает положительного настроя, его не слышат, на него срываются, он зачастую не удовлетворён, там же малыш будет проявлять схожие эмоции в отношении окружающих, и особенно тех, кто слабее.

Неудовлетворение эмоциональной сферы приводит не только к подобному проявлению настроения, но и к куда большим проблемам. Так, необоснованное подавление или игнорирование потребностей малыша может привести к появлению агрессии или депрессии.

Что со всем этим делать?

Иногда, некоторые эмоции стоит игнорировать. Когда мы понимаем, что слезы ребенка – явная манипуляции в получении желаемого. Мы можем попробовать не обращать внимания. Многие родители, услышав первые всхлипы, сразу дают малышу то, что он хотел. Ребенок сразу успокоился; получил важный опыт: поплакал – получил желаемое. И наоборот: ребенок начал плакать потому что у него забрали телефон, и объяснили почему это сделали; ребенок начинает плакать; внимания нет, родители общаются с ним так, как будто он и не плачет вовсе; ребенок понимает: слёзы – не решение проблемы.

Что же теперь, игнорировать всегда?

Нет же! Пробуем объяснить ребенку почему именно мы не можем предоставить ему желаемое. И объяснять надо понятным ему языком, чтобы ребенок понял все последствия своего желания и необходимость запрета. Не менее важный вариант – предложение альтернативы. Например, малыш хочет играть в телефон; взрослый же против такой идеи. Предлагаем ребенку что-то, что будет ему интересно. Думаю, многие телефонные игры можно адаптировать в реальной жизни с помощью игрушек ребенка, и не только.

А что же делать с проявлениями агрессии?

Во-первых, и самое главное, никогда не прибегайте к ответной агрессии! Никаких строгих наказаний, никаких запретов! Это только взбудоражит и без того возбужденную нервную систему. Еще хуже! Увидев, как взрослый реагирует на эмоции ребенка, малыш закроется в себе, и больше Вам не доверится; в страхе показать Вам свои эмоции начнет в себе их подавлять, и агрессивные эмоции могут сказать на причинении вреда себе или окружающим.

С ребенком надо разговаривать! Поведение ребенка надо анализировать! И, при этом, разговаривать надо тогда, когда ребенок успокоился. В момент истерики малыш, да как и взрослый человек, не слышит доводов окружения. Он слышит себя и свою обиду, анализирует поведение обидчиков, прокручивает ситуацию в голове, или же желает выплеснуть эмоции, а тут Вы со своим "Пойми!".

И вот, когда эмоциональная буря утихла, мы начинаем разговор. В разговоре Вы говорите за всех. Вы – взрослый авторитетный человек! Вы понимаете чувства ребенка, можете доступно объяснить свою позицию и чувства окружающих. Коротко и без гнева отчитали ребенка; выяснили что он чувствовал и почему так себя повел; объяснили что почувствовали Вы (или тот, на кого агрессия вылилась); объяснили что делать в такой ситуации в следующий раз. Мы с ребенком не ругаемся. Мы ребенка учим.

На наш взгляд, идеально будет, если Вы приведет пример из собственного опыта: "У меня тоже так однажды было...", и ведем к адекватному разрешению проблемы.

Если же ребенок даже и слушать Вас не хочет, то, скорее всего, Вы не являетесь для него авторитетом. А это вряд ли даст положительный результат. Людям свойственно прислушиваться к тем, чье мнение им интересно и важно.