Зачем её построили? Что должно было располагаться в пустой нише наземного вестибюля? Почему вход на станцию разместили не на видном месте, а во дворе? Как "Смоленская" получилась такой белой? Какую ошибку допустил архитектор во время проектирования станции? А также - почему здесь пришлось полтора года делать ремонт? И какой стала "Смоленская" после реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.
Почему она стала белой
Станция "Смоленская" открылась в 1953 году в составе нового участка Арбатско-Покровской линии от "Арбатской" до "Киевской". Его построили, чтобы дублировать отрезок Филёвской линии. Те станции находились совсем не далеко от поверхности, поэтому в первые месяцы Великой Отечественной войны туда угодила немецкая авиабомба. Она пробила тоннель между "Арбатской" и "Смоленской". Чиновники осознали ненадёжность конструкций мелкого заложения. Поэтому, на всякий случай, решили параллельно сделать глубокий участок. Когда его запустили, то Филёвскую линию закрыли. Но уже в 1958 она вновь начала работать. И #московское метро получило самый запутанный участок с тремя парами одинаковых названий станций.
Новая "Смоленская" расположилась в 50 метрах под землёй. Конструкция станции трёхсводчатая пилонная, то есть типичная для глубоких платформ. Проект создал архитектор Игорь Рожин. Он к тому времени уже отметился созданием "Электрозаводской" на той же линии, а также "Парка культуры" на кольце. #История строительства последней и оказала влияние на внешний облик "Смоленской".
Дело в том, что во время оформления "Парка культуры", архитектор планировал сделать путевые стены белыми. Однако материал такого цвета зодчему получить не удалось. В итоге пришлось использовать тёмный, практически чёрный мрамор. Это придало станции мрачности. Поэтому, когда Рожин начал работать над "Смоленской", то решил, что она обязательно станет белой.
Белоснежный дворец
Пилоны на станции выглядят массивными. На них много декора. По бокам с обеих сторон располагаются крупные полуколонны из белого мрамора. Наверху можно увидеть два карниза. Один, мраморный, завершает конструкцию пилонов. Другой, белый, плавно переходит в своды станции. В его нишах разместили основное освещение.
Также на пилонах установили люстры-бра. Как потом признавался сам Игорь Рожин, он допустил ошибку во время проектирования освещения "Смоленской". По его словам, "когда горят только бра, станция выглядит целостной. Когда же включается верхний свет, членения плафона разбивают свод и зрительно сужают пространство подземного зала". Интересно, что и на станции "Парк культуры" архитектор совершил такую же оплошность. Только эффект от неправильно расположенных светильников там был сильнее: круглые медальоны на пилонах отбрасывали двойные тени.
В торце платформы на "Смоленской" установили барельеф. Композицию под названием "Сражение" придумал скульптор Георгий Мотовилов. Здесь можно увидеть советских солдат, которые с оружием и знамёнами рвутся в бой. С барельефом белого цвета интересно контрастирует абсолютно чёрный гранитный пол. Лишь по бокам вплетаются светлые узоры, характерные для архитектуры Римской Империи. Завершают декор центрального зала мраморные скамейки у основания пилонов.
Путевые стены отделали светлой кафельной плиткой. На одном уровне с названием станции можно заметить странные фигуры, которые выстраиваются в ряд. Если верить путеводителям оп Московскому #метро , то это волны. Почему архитектор вдруг решил использовать их в оформлении станции, неизвестно.
Почему вестибюль на задворках
Я обычно не разбираю историю или архитектуру наземных вестибюлей. Но про вход на "Смоленскую" непременно стоит сказать пару слов. Наверняка, кто-то из вас задавался вопросом: почему конструкция находится где-то глубоко во дворах, а не на видном, как это бывает обычно, месте. Сделали так специально. Планировалось, что между Арбатом и Карманицким переулком будет огромная площадь. На ней бы торжественно и расположился наземный вестибюль.
Однако время шло, но никаких действий по реализации проекта не предпринимали. Архитекторы решили воплотить в жизнь временный вариант. Сделать вестибюль во дворе, а со стороны Садового кольца установить красивую арку. Она являлась парадным входом, через который пассажиры впоследствии попадали в шикарный вестибюль. Предполагалось, что потом, когда площадь всё-таки сделают, конструкция займёт центральное место. Но задумки так и не были реализованы.
Не воплотили в жизнь и ещё одну идею, связанную с наземным вестибюлем. Между дверями, через которые люди заходят внутрь и выходят на улицу, расположилась полукруглая ниша. Изначально планировалось, что здесь появится 4-метровая ваза. Её хотели украсить золотым и смальтовым орнаментами. Но поскольку "Смоленская" открылась уже после смерти И.В. Сталина, то нишу оставили пустой, чтобы сэкономить деньги.
Мучительная реконструкция
В конце февраля 2020 года "Смоленскую" закрыли на реконструкцию. Главной задачей было заменить эскалаторы. Они работали на станции с момента её открытия. Кроме того, планировалось вернуть былое великолепие наземному вестибюлю. С годами его декор износился и уже не выглядел красиво. Работы продолжались чуть меньше полутора лет. В июле 2021 "Смоленская" вновь стала доступна для пассажиров. Однако на поверхности доделали не всё. До сих пор нельзя попасть к вестибюлю с Арбата через Троилинский переулок, как раньше.
Наземный вестибюль и правда похорошел. Обновили отделку, пол, мозаики. Выглядит всё очень ярко и красиво. Если говорить о самой станции, то, на мой взгляд, на ней ничего не изменилось. Словно и не было никакой реконструкции. Единственное, что можно отметить, более яркое освещение. Когда я впервые приехал на "Смоленскую" после открытия, то даже промелькнула мысль: и ради этого станцию закрывали на полтора года? Не секрет, что сие мероприятие принесло значительные неудобства пассажирам. Они были вынуждены пользоваться Филёвской линией, теряя время.
В отличие от станции, эскалаторы получились прекрасными. К счастью, здесь решили добавить оригинальности. Новые лампы, которые располагаются на эскалаторах, очень похожи на те, что можно увидеть на "Комсомольской" Кольцевой линии. До этого светильники были менее выразительными. Если подводить итог, на мой взгляд, положительных моментов от реконструкции "Смоленской" всё-таки больше.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!