Найти тему
pano-maker

Макросъемка живой природы с большой ГРИП. Маленькие хитрости.

Когда сталкиваешься с макросъемкой, да еще и с большой глубиной резкости изображаемого предмета (ГРИП), то начинаешь сразу понимать, что все не так просто. Начнем с того, что объект съемки, если это насекомое, практически всегда находится в движении. А значит, что попытка сделать несколько кадров с различными точками фокусировки и соединить их в одно изображение, приведет к появлению на конечном изображении кучи артефактов и мы не достигнем желаемого результата. При съемке, казалось бы, статичного объекта в виде цветка, ветки или травинки, тоже возникает проблема, когда поднимается даже самый слабый ветерок. Объект начинает колыхаться и уходит из области видоискателя. А если мы снимаем движущееся насекомое на цветке или травинке при ветре... Сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет.

Тут есть несколько способов, как решить эту задачу.

Начнем с насекомого. Конечно, самое идеальное, когда животное (насекомые также относятся к животным - Wikipedia вам в руки) живое, и в кадре видно, как оно чем-то занимается (летит, прыгает, кушает и т.д.). Тогда данную задачу придется решать чисто технически: увеличивая глубину резкости и уменьшая выдержку. Если есть специальная вспышка для макросъемки, то можно снимать с выдержкой 1/250 и больше.

Златоглазка. Canon EOS 7D, Canon MP-E 65mm а 6.3, 1/100 с, ISO 200
Златоглазка. Canon EOS 7D, Canon MP-E 65mm а 6.3, 1/100 с, ISO 200

Этот способ не совсем то, что хотелось бы. Ведь теряется суть стекинга и из-за уменьшения диафрагмы мы затеняем объект. Конечно, можно сделать несколько кадров, когда насекомое ест. Оно, бывает, находится в неподвижном состоянии какое-то время. Тогда мы можем быстро сделать несколько кадров и собрать из них хорошую ГРИП. Увы, это не поможет, когда мы снимаем насекомое в движении. Здесь придется решать проблему одним кадром, исключительно технически и, возможно, другим оборудованием. Устройство StopShot с высокоскоростным затвором здесь поможет гораздо лучше.

Тогда остается только каким-то образом обездвижить объект съемки. Это можно сделать "усыпив" насекомое. Достигается это отправкой его в холодильник или морозилку на некоторое время. При этом у животного замедляются метаболические процессы и оно впадает в спячку. Постарайтесь придать ему необходимую натуральную позу прежде, чем оно замерзнет. Подготовьте заранее место съемки и непосредственно перед фото сессией доставайте объект из заморозки и помещайте на место. Имейте в виду, что насекомое, отогревшись начнет шевелиться. Не теряйте время, снимайте. Кстати, рано утром по росе многие насекомые еще спят или отдыхают. И если вы найдете такой объект, то получите замечательные кадры замершего дремлющего животного.

Имейте ввиду: не все насекомые переносят заморозку. Изучите предварительно этот вопрос. У меня был случай, когда я на веранде загородного дома уже в январе нашел осу. Казалось бы, что она замерзла и погибла. Однако, когда я начал на нее дышать, она стала просыпаться, зашевелилась и недовольная начала вытаскивать жало. Температура зимой в те дни достигала отметок в -30 С. В то же время, когда я в апреле наблюдал пчел, они при первых лучах теплого весеннего солнца начинали летать в поисках первого взятка. Но из-за переменчивой погоды, когда становилось холодно, у них не хватало сил вернуться в улей и они с полным взятком замерзали и погибали, так и не долетев до дома. Увы, такова жизнь. Но эти пчелы с задними лапками полными пыльцы были самым прекрасным объектом для съемки.

Тут как раз и возникает второй вариант обездвижить насекомое, а точнее найти уже мертвое. Думаю, вы не раз находили таких и в лесу, и на полях и, даже, дома. Здесь самое главное, чтоб объект был в идеальном состоянии и была возможность разместить его в естественной позе и в естественной среде обитания.

Есть ряд насекомых, которых практически не требуется обездвиживать. Они сами постоянно неподвижны. Это пауки, малоподвижные гусеницы, тля, некоторые жуки и многие другие. Их можно снимать спокойно и размеренно, стараясь не спугнуть.

Паук-прыгун. Canon EOS 7D, Canon MP-E 65mm, f 16, 1/100 с, ISO 200
Паук-прыгун. Canon EOS 7D, Canon MP-E 65mm, f 16, 1/100 с, ISO 200

Кстати, StackShot очень помогает, когда надо сфотографировать насекомое, не нервируя его. Стоит какая-то неподвижная штука, чуть-чуть жужжит и иногда дает вспышки. Животное это никак не напрягает. Сидит себе и позирует. Главное, аккуратно поставить и настроить штатив, а автоматика сделает все сама. Контроллер и фотоаппарат можно настроить заранее.

Теперь поговорим о растениях. Здесь все немного проще. Конечно, было бы здорово застать идеальную погоду, когда нет даже малейшего дуновения ветерка. Но такая ситуация крайне редкая и приходится пользоваться тем, что есть.

У меня возникла ситуация, что мне захотелось снять тычинки ириса, но поднялся ветер и растение начало колыхаться во все стороны. Надо было как-то зафиксировать бутон, не повредив его.

Ирис, тычинки. 29 кадров, Canon EOS 7D, Canon EF-S 100mm, f 4.5, 1/400 с, ISO 100
Ирис, тычинки. 29 кадров, Canon EOS 7D, Canon EF-S 100mm, f 4.5, 1/400 с, ISO 100

Решение я нашел в виде трех полутораметровых рогатин, соединив их шалашом и зафиксировав между ними верхнюю часть стебля. Теперь ветер мне не мешал. Я мог спокойно сфокусироваться на точке съемки и сделать несколько кадров.

-4
-5

В дальнейшем ветер начал усиливаться. А я уже перешел к другому объекту съемки - кусту шиповника. Я хотел взять один цветок и сначала снять его самого с большой ГРИП, а затем попробовать проделать то же самое, когда в него залетит пчела. Сам куст был очень густой и высокий. Здесь бы рогатины не помогли. И тут ко мне пришла еще одна идея: я взял длинную рейку и саморезом привинтил к ней столярный пластмассовый зажим.

-6

Так как зажим был закреплен на рейке только одной точкой, он мог свободно вокруг нее вращаться, давая мне возможность как можно грамотнее зафиксировать ветку с цветком. Сама рейка втыкалась в землю непосредственно под объектом съемки.

-7

Теперь ветка была надежно закреплена и цветок не шевелился. К сожалению, пчелу так и не удалось заснять, т.к. ветер поднялся довольно сильный. Но цветок был все-таки снят.

Цветок шиповника. 16 кадров, Canon EOS 7D, Canon EF-S 100mm, f 8, 1/125 с, ISO 100
Цветок шиповника. 16 кадров, Canon EOS 7D, Canon EF-S 100mm, f 8, 1/125 с, ISO 100

Как вы видите, для такого фиксатора понадобится совсем немного: зажим, рейка или палка и саморез или болт с гайкой. Главное, чтобы зажим надежно фиксировал объект съемки, но при этом не повреждал нежные стебли растений. Это может быть даже обыкновенная бельевая прищепка. И желательно, чтобы зажим был неброского цвета. Лучше зеленый или черный. Тогда, если он попадет в объектив, не будет сильно бросаться в глаза. Если такой возможности нет, то его можно прикрыть свежей травой, накидав ее сверху зажима, закамуфлировав его таким образом.

Итак, даже самые простые и недорогие решения помогают нам решать, казалось бы, не решаемые задачи. Главное, проявить смекалку и тогда вы сможете создать шедевр.

Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!​

Еще статьи на эту тему:

StackShot и удлиненные макро рельсы

Фокус стекинг. Как сделать

Стекинг живых паукообразных, сделанный Скоттом Линстедом

Стекинг снежинок. Создано Джорджем Д. Леппом

Фотосъемка с помощью автоматизированных макрорельс. Как сделать

StackShot - автоматизированные макро рельсы для съемки фокус стекинга

Как создать виртуальный объект со StackShot 3X