Всем привет! В начале 2000-х была проведена уникальная операция по транспортировке подводной лодки Б-307 из Кронштадта в Тольятти, и справедливости ради стоит отметить что об этом не писал только ленивый. Но сколько людей столько и мнений, поэтому настал мой черед рассказать эту историю, тем более что мне удалось попасть на борт этой самой лодки и осмотреть ее отсеки, фотографии из которых я естественно покажу вам.
Но обо всем по порядку, поэтому в этой статье мы узнаем как и зачем лодка попала на сушу.
Дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом". Именно так называется данный экспонат. Да да именно экспонат, так как лодка находится в техническом музее Автоваза, а точнее это Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова.
На данный момент лодка является самым ценным экспонатом музея и однозначно самым большим. Размеры этой махины настолько большие что ее видно далеко за территорией музея.
В лодке постоянно ведутся работы по обустройству отсеков для того чтобы водить туда экскурсии. Уже сейчас можно осмотреть 4 отсека, оставшиеся 3 пока не готовы для посещений.
Так как же лодка попала в музей ведь ближайший берег волги находится в 4.5 километрах?!
В составе Северного флота лодка прослужила более 20 лет и успела побывать во многих морях, но у всего есть свой ресурс, да и технологии не стоят на месте. Так в 2002 году субмарину подготовили к списанию и вывели из состава ВМФ . В это время к командованию ВМФ РФ обратились представители Автоваза с просьбой передать лодку в их музей и получили положительный ответ.
Однако для транспортировки лодку было необходимо подготовить, ведь ей предстояло проделать огромный путь по воде через 8 разводных мостов и 22 шлюза.
Так с целью уменьшения осадки из лодки выкачали 300 тонн жидкого груза и выгрузили 117 тонн балласта. После этого вокруг лодки были установлены и закреплены понтоны и с помощью двух буксиров приступили к транспортировке.
После того как лодку провели Онежским, Ладожским, и Белым озером, через шлюзы Волги, мимо Нижнего Новгорода в Тольятти, оставалось самое сложное. Впереди было 4.5 километра земли до места назначения.
Так лодку установили на огромную специально сваренную для этого проекта лыжу, да да именно лыжу. Для этого пришлось углублять дно и ровнять берег чтобы получить необходимый уклон.
От места высадки на берег до постамента была специально расчищена земля чтобы получилась грунтовая дорога по которой лодку тащили за собой 9 военных тягачей БАТ.
Уникальности данному проекту добавляет еще и то что лодка была доставлена от начала и до конца целиком, в отличии от других подобных проектов.
До появления лодки самым большим экспонатом музея считалась ТУ-16, однако сейчас она кажется не такой уж и большой.
Такая вот интересная история о том что нет ничего невозможного если задаться целью, продумать каждый шаг и собрать хорошую команду единомышленников.
О том как устроены 4 доступных отсека этой субмарины и как выглядит самое известное кресло из особенностей национальной рыбалки вы узнаете в другой статье, подписывайтесь на канал чтобы не пропустить.
Если вам понравилась статья ставьте лайк, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал чтобы не пропускать все самое интересное.
А если вы любитель техники то советую посмотреть мои тематические статьи:
Из болота на постамент. История легендарного самолета Ил-2, установленного в Самаре.
Эхо войны! Эти 4 автомобиля с передовой по прежнему на ходу.
Нашел десантный корабль 60-х годов, который уже много лет стоит заброшенным в протоке Волги.
В центре города нашел кладбище автомобилей Горноспасательной службы.
То с чего начиналось исследование поверхности Луны. Экспериментальные образцы космической техники.
Американская классика. Музейные Harley-Davidson, мотоциклы вне времени.